Организация первичной медико-санитарной помощи в Украине – Medical guidelines and news
Гепатит, Гепатит С, В, Ф, вич, спид, новости, медичина, корона, короновирус
2276
post-template-default,single,single-post,postid-2276,single-format-standard,bridge-core-2.6.8,qode-page-transition-enabled,ajax_fade,page_not_loaded,,side_menu_slide_from_right,transparent_content,qode-theme-ver-25.3,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-6.6.0,vc_responsive,elementor-default,elementor-kit-11813,aa-prefix-advads-,aa-disabled-bots
 

Организация первичной медико-санитарной помощи в Украине

Организация первичной медико-санитарной помощи в Украине

Организация первичной медико-санитарной помощи на Украине и нормативно-правовые документы, регламентирующие работу семейного врача.

  1. Приказ МОЗ Украины № 114 от 22.06.1995. „Об утверждении перечня заведений здравоохранения. Перечень врачебных должностей….” „Врач общей практики – семейный врач….”
  2. Приказ МОЗ Украины № 359 от 19.12.1977 г. „О дальнейшем совершенствовании – аттестацию врачей” Положение о проведении аттестации врачей – врачей общей практики, участковых терапевтов, педиатров и 45 других врачебных специальностей.
  3. Приказ МОЗ Украины № 372 от 29.12.2000 г. „О внесении дополнений в список учреждений здравоохранения”. С целью обеспечения выполнения Постановления Кабинета от 26.06.2000 г. № 989 в разделе „Амбулаторно-поликлинические учреждения” ввести наименование: „Амбулатория общей практики – семейной медицины”.
  4. Приказ МОЗ Украины № 39 от 1.02.2000 г. „О внесении дополнений в номенклатуру специальностей средних медицинских работников”. Дополнить номенклатуру специальностей средних медицинских работников, перечисляются в приказе МЗ Украины от 3.10.1991 г. № 146 „Об аттестации средних медицинских работников” словами: „Медицинская сестра общей практики – семейной медицины”.
  5. Приказ МОЗ Украины № 33 от 23.02.2000 г. „О штатных нормативах и типовые штаты учреждений здравоохранения”. Штатное обеспечение врачей участковой службы (участковые терапевты и педиатры) устанавливается следующим образом: должность на 1500 человек взрослого и детского люда в городских поселениях и 1200 – в сельской местности. Должности медсестер устанавливаются из расчета 2 должности на 1 должность врача общей практики семейного врача.
  6. Приказ МОЗ Украины № 33 от 23.07.2001 г. „Об организации работы подразделений семейной медицины”.

Число жителей на 1 семейного врача в городах составляет 1500 человек и 1200 – в сельской местности. Радиус обслуживания в городах – 2-2,5 км, на селе – 5-7 км. Для врачей семейной практики устанавливается 38-часовую нагрузку в неделю (6,5 часов в день при шестидневной рабочей неделе). Утвердить табель оснащения семейной медицины медикаментами и инструментарием.

  1. Приказ МОЗ Украины № 72 от 23.02.2001 г. „Об утверждении некоторых документов из семейной медицины”.

Утвердить примерное положение о враче общей практики семейной медицины, отделение общей практики семейной медицины, медицинскую сестру общей практики семейной медицины, про дневной стационар, о стационар на дому, квалификационные характеристики врача по специальности „общая практика – семейная медицина” и медицинской сестры по специальности „общая практика – семейная медицина”; обеспечить деятельность первичной медико-санитарной помощи на основе семейной медицины, открыть отделение общей практики и обеспечить их работу на основании нормативных документов; с 2001 г. проводить аттестацию врачей и сестер общей практики – семейной медицины в соответствии с квалификационных характеристик; продолжить открытие дневных стационаров и домашних стационаров; отрегулировать трудовой стаж медицинской сестры общей практики – семейной медицины; определить табель оснащения амбулатории и сумки-укладки врача и сестры; провести семинары и круглые столы по внедрению семейной медицины.

Всемирная организация здравоохранения приняла для всех стран определение первично-медико-санитарной помощи (ПМСП) с такими основными функциями:

  1. осуществление санитарно-гигиенических мероприятий;
  • охрана здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи;
  • прививки против основных инфекционных заболеваний;
  • профилактика очаговых эпидемических заболеваний и борьба с ними;
  • санитарное просвещение населения.

В Украине в некоторых регионах осуществлен эксперимент по внедрению семейной медицины. Реформирование первичной медико-санитарной помощи на ее основе предполагает:

  • организацию квалифицированной ПМСП и обеспечение ее медицинской, социальной и экономической эффективности;
  • обеспечение преемственности первичной медико-санитарной помощи со специализированной поликлинической, стационарной и санаторно-курортной помощи;
  • проведение экспертизы нетрудоспособности и своевременное направление больных на МСЭК;
  • предоставление пациентам скорой и неотложной помощи;
  • диспансеризацию населения;
  • профилактические прививки, раннее выявление, изоляция или госпитализация инфекционных больных, а также организация дезинфекционных и карантинных мероприятий;
  • проведение санитарно-просветительной работы;
  • оказание консультативной помощи семьям по вопросам питания и воспитания детей, подготовки их к детских дошкольных учреждений и школ, планирование семьи;
  • организация вместе с органами социальной защиты и службами милосердия медико-социальной помощи лицам пожилого возраста, инвалидам, хронически больным;
  • участие в реализации целевых комплексных программ;
  • ведение учетной и отчетной документации;
  • выполнение санитарных норм и правил техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности;
  • обеспечение постоянного совершенствования медицинского и вспомогательного персонала.

Все эти реформы имеют целью улучшить состояние здоровья людей, обеспечить доступную первичную помощь каждой семье и улучшить ее качество и эффективность. Работы – непочатый край. Пока что преимущество участковых врачей над семейными составляет 70 раз. Поэтому нужно решить первоочередные задачи:

  • сформировать государственную политику в области охраны здоровья, что предоставляет приоритетного развития ПМСП;
  • реорганизовать нынешнюю систему со смещением акцентов на первичное звено;
  • повысить экономическую, социальную и медицинскую эффективность ПМСП;
  • приблизить квалифицированную медицинскую помощь к каждой семье;
  • гарантировать бесплатность для пациента медицинской помощи на первичном уровне;
  • осуществлять поэтапный переход от участковой до семейной медицины;
  • формировать здоровый образ жизни у людей;
  • усовершенствовать информационное обеспечение и управление ПМСП;
  • создать эффективный механизм финансирования ПМСП;
  • подготовить кадры для ПМСП.

Для того, чтобы решить эти задачи, необходимо:

  • переориентировать ПМСП на семью;
  • обеспечить единую медицинскую помощь семейным врачом от рождения пациента и до его смерти;
  • расширить объем его помощи;
  • повысить ее качество и эффективность;
  • обеспечить свободный выбор семейного врача.

Все это должно делаться постепенно, но постоянно и последовательно, чтобы реформа не привела к ухудшению медицинской помощи людям и не скомпрометировала себя. Основная сложность заключается в замене участковых терапевтов и педиатров на семейных врачей, в переориентации специалистов со сформированной психологией на качественно новые требования, которые требуют новых профессиональных знаний и требований. Должны быть перестроены нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение, система подготовки семейных врачей, материально-техническое оснащение семейных врачебных амбулаторий, улучшения их финансового обеспечения из расчета направления не менее 40 % бюджетных средств на первоначальный уровень.

Граф. 3 Структурная перестройка амбулаторно-поликлинической помощи

Следовательно, структурная перестройка амбулаторно-поликлинической помощи предусматривает прежде всего организацию самостоятельных врачебных амбулаторий. В составе амбулатории должны быть: смотровой кабинет, манипуляционный и оперативно-перевязочный кабинеты, физиотерапевтический кабинет, экспресс-лаборатория, кабинет функциональной диагностики, палата для дневного пребывания больных, стерилизующая и хозяйственная комнаты, помещение для персонала, туалет.

В консультативном центре при стационаре многопрофильной больницы (городской или ЦРБ) работают специалисты основных специальностей, а в консультативном центре при областной больницы и областных специализированных диспансерах – все узкие специалисты.

Вышеприведенными нормативными актами предусмотрено добавлять семейному врачу к нынешней зарплате участкового врача 15 % за то, что он семейный врач и еще 25 % за оказание круглосуточной неотложной медицинской помощи. Это – паллиативное решение. Зарплата семейного врача должна быть в прямой зависимости от числа пациентов, его свободно выбрали. Это – квинтэссенция семейной медицины, которая пока что в украинских условиях получила искаженное воплощение.

7.2 Положения о амбулаторию семейной медицины.

7.2.1 Общие указания.

Главной целью амбулатории врача общей практики (семейного врача) является предоставление первичной медико-санитарной помощи жителям семейной участки независимо от их возраста.

Амбулатория может существовать:

  • как самостоятельное заведение, подлежащего государственному органу охраны здоровья;
  • как подразделение государственного поликлинического учреждения;
  • как частное медицинское учреждение;
  • в одной амбулатории могут работать несколько семейных врачей, объединяя и координируя свои усилия;
  • помещения амбулатории может быть в коммунальной собственности, частным, арендованным или в составе иного медицинского учреждения.

7.2.2 Основные задачи амбулатории:

— постоянное медицинское наблюдение за состоянием здоровья семей, гигиеническое воспитание детей и подростков, внедрение навыков укрепления здоровья и предупреждения заболеваний, профилактические мероприятия (иммунизация, психофармопрофілактика) и тому подобное;

  • диагностика заболеваний и их лечение;
  • долечивание и реабилитация больных;
  • направление больных в случае необходимости к узким специалистам;
  • диспансеризация больных;
  • оказания больным скорой и неотложной помощи;
  • лечение больных в дневных стационарах, стационарах на дому и стационарах лечебных учреждений;
  • экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности;
  • анализ состояния здоровья своих пациентов и планирования мероприятий по его улучшению.

7.2.3 Структура и штаты амбулатории.

Зависят прежде всего от числа жителей, находящихся под ее опекой.

Амбулатория должна иметь:

  • регистратуру;
  • кабинет врача;
  • смотровой кабинет;
  • манипуляционный;
  • экспресс-лабораторию;
  • кабинет функциональной диагностики;
  • физиотерапевтический кабинет;
  • операционно-перевязочную комнату;
  • стерилизационную;
  • комнату для медицинского персонала;
  • хозяйственную комнату;
  • палаты для дневного пребывания больных;
  • туалет.

Число врачей семейной амбулатории зависит от числа пациентов и существующих нормативов. Кроме семейного врача, могут быть врач-стоматолог, акушерка, лаборант, медицинские сестры.

  • руководит заведующий амбулаторией, опытный врач, он еще занимается финансово-хозяйственной деятельностью;
  • финансируется амбулатория из государственного или местного бюджетов, за счет страховых взносов и взносов пациентов;
  • амбулатория пользуется правом юридического лица, имеет круглую печать, штамп, счет в банке;
  • амбулатория имеет имущество и автотранспорт;
  • амбулатория ведет учетную и отчетную документацию установленного образца.

7.2.4 Перечень оснащения амбулатории.

Медицинская техника и аппаратура:

  1. аппарат для измерения кровяного давления, стетофонендоскоп;
  2. набор медикаментозных средств для оказания неотложной медицинской помощи;
  3. кушетка, пеленальный стол, ростомер, медицинские весы для взрослых и детей, мягкая метровая линейка, термометр, настольная лампа;
  4. гинекологическое кресло, акушерский стетоскоп, газомір, зеркала для обследования влагалища;
  5. неврологический молоток;
  6. таблицы для измерения остроты и поля зрения;
  7. тонометр Маклакова, офтальмоскоп, периметр для измерения остроты зрения;
  8. отоскоп, ларингологический шприц, лобная рефлектор, зеркало для риноскопии, камертон, шпатель;
  9. набор сывороток для определения группы крови и резус-фактора, предметное стекло, пробирки, водяная баня, секундомер;
  10. таблицы алгоритма дифференцированной диагностики основных заболеваний и неотложных состояний; генетические таблицы;
  11. операционные и перевязочные средства; инструменты для местного обезболивания и выполнение т.из. малых операций, хирургические перчатки;
  12. катетеры для мочевого пузыря, калоприемник;
  13. шины и другие средства транспортной иммобилизации переломов;
  14. микроскоп, средства для цитологического и бактериологического обследования, лабораторной экспресс-диагностики;
  15. средства для веносекції, пункции подключичной вены, венепункции грудной полости, люмбальной пункции;
  16. электрокардиограф, дефибриллятор;
  17. аппарат для вентиляции легких и средства для трахеостомии, интубационные трубки;
  18. одноразовые шприцы, системы и штативы для переливания крови и кровезаменителей;
  19. желудочные и дуодентальні зонды, стимуляторы секреции желудка;
  20. пневмотахометр, негатоскоп, флюороскоп;
  21. физиотерапевтические аппараты;
  22. сухошарові шкафа.

Медицинские инструменты:

  1. долотце для извлечения инородных предметов из глаза – 1;
  2. зажим крови – 1;
  3. зеркала для гортани, носоглотки, носа – 3;
  4. желудочные и дуодентальні зонды – 3;
  5. лейка – 1;
  6. зонды пуговчатым и хирургический – 1;
  7. иглы для инъекций – 5;
  8. игла для внутрисердечного введения лекарств – 1;
  9. ларингоскоп универсальный – 1;
  10. хирургические иглы – 5;
  11. капельницы одноразовые – 2;
  12. катетеры металлические для мочевого пузыря – 2;
  13. катетеры резиновые – 2;
  14. катетеры для периферических и центральных вен – 8;
  15. корнцанги – 2;
  16. крючок для удаления из носа предметов – 3;
  17. крючок пластмассовый двохбічний парный (по Фанабером) – 5;
  18. крючок трахеотомічний острый – 2;
  19. лопаточка для расширения тканей – 1;
  20. мандрени для катетеров – 5;
  21. набор для парацентозу;
  22. ножницы хирургические для мягких тканей – 2;
  23. ножницы для ногтей – 1;
  24. пинцет анатомический – 2;
  25. пинцет анатомический для глаз – 2;
  26. пинцет хирургический – 2;
  27. распылитель анестезирующих растворов – 2;
  28. роторасширитель – 2;
  29. скальпель – 6;
  30. скарификатор – 1;
  31. троакар медицинский – 3;
  32. шприц – 2;
  33. шприц Жане – 1;
  34. шприц для внутрішньогортанних промываний – 1;
  35. шпатель металлический – 1;
  36. шпатель деревянный – 1;
  37. шприцы для извлечения предметов из горла – 2;
  38. шприцы для тампування горла и носа – 2;
  39. шовный материал;
  40. перчатки резиновые – 2;
  41. напальники – 5;
  42. перевязочный материал;
  43. лейки детские – 2;
  44. зеркала Куско №№ 1, 2, 3 и зеркала Сімпса №№ 1, 2, 3;
  45. зонд маточный — 1;
  46. ложки Фолькмана – 2;
  47. кружка Эсмарха – 1.

7.3 Положение о враче общей практики – семейного врача.

Семейный врач оказывает квалифицированную первичную лечебно-профилактическую помощь пациентам своего участка или тем, что его свободно выбрали.

На должность семейного врача назначается специалист, окончивший медицинский факультет ІІІ-ІV уровней аккредитации медицинской академии или университета, прошел первичную специализацию по общей практике – семейной медицины.

Нижней границей числа жильцов, которые может обслуживать семейный врач есть 1500 человек (взрослых и детей) в городе и 1200 – на селе.

Норма приема больных у семейного врача – 5 в амбулатории и 2 дома – за час работы.

Если семейная амбулатория находится в составе многопрофильной больницы, то главный врач амбулатории підчиняється главному врачу – заведующему отделением общей практики – семейной медицины этой больницы.

Семейный врач обязан:

  • оказывать квалифицированную плановую и неотложную медицинскую помощь в амбулатории и на дому;
  • в случае необходимости направлять больных на консультацию к узким специалистам и вместе с ними оказывать соответствующую помощь;
  • направлять больных, в случае необходимости, на госпитализацию и вести наблюдение за больными во время стационарного лечения;
  • обеспечить надлежащий уровень профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;
  • знать факторы риска заболеваний с целью их раннего выявления;
  • проводить диспансеризацию больных;
  • обеспечить санитарно-противоэпидемические мероприятия;
  • заниматься экспертизой трудоспособности больных;
  • повышать свою квалификацию;
  • консультировать население с медико-социальных вопросов и планирования семьи;
  • оказывать помощь в экстремальных ситуациях;
  • управлять персоналом амбулатории;
  • вести отчетно-учетную документацию;
  • проводить санитарно-просветительную работу.

7.4 Положение о медицинской сестре, помощника семейного врача.

Семейная медицинская сестра – специалист со средним медицинским образованием, которая помогает семейному врачу оказывать первичную медико-санитарную помощь.

На должность семейной медицинской сестры назначается специалист, имеющий опыт практической работы на терапевтической или педиатрической участке, прошел соответствующую подготовку и имеет надлежащую квалификацию.

Семейная медицинская сестра непосредственно подлежит семейному врачу, однако она может работать не только с одним, а с группой семейных врачей.

Семейная медицинская сестра помогает врачу осуществлять профилактические, диагностические, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, обеспечивать медико-социальную защиту семьи, оказывать неотложную доврачебную медицинскую помощь и тому подобное.

В своей работе она руководствуется настоящим положением, законодательными и нормативными документами. Принимается или увольняется с работы согласно законодательства и условий контракта.

Обязанности медицинской сестры следующие:

  • подготовка амбулаторного приема и помощь врачу в его проведении;
  • измерение артериального давления, проведение антропометрических и других исследований согласно квалификационных данных;
  • заполнение медицинских документов;
  • подготовка больных к лабораторных, инструментальных и аппаратных исследований;
  • забор материала для клинических, биохимических и бактериологических исследований;
  • проведения дородового и послеродового патронажа беременных, родильниць, патронажа детей, ведение школы родителей;
  • участие в динамическом наблюдении за здоровыми и больными;
  • проведения профилактических прививок;
  • санитарно-просветительная работа и пропаганда здорового образа жизни, планирования семьи;
  • своевременное выявление туберкулеза, злокачественных новоутворив, кожно-венерических заболеваний;
  • участие в проведении противоэпидемических мероприятий;
  • контроль за выполнением больными лечебных и оздоровительных мероприятий;
  • ведение медицинской документации;
  • подготовка данных для составления статистического отчета;
  • повышение квалификации путем самоподготовки, на курсах совершенствования, изучения передового опыта, участие в конференциях и семинарах.

Права семейной медицинской сестры:

  • требовать от администрации учреждения и семейного врача необходимых условий для труда;
  • получать дополнительную плату за внеконтрактные виды медицинских услуг;
  • поднимать вопросы улучшения медицинской помощи пациентам;
  • принимать участие в научно-практических конференциях и семинарах;
  • быть членом различных профессиональных и общественных организаций.

Выполняя свои обязанности, медицинская сестра вступает в отношения:

  • с семейным врачом по вопросам медицинской помощи;
  • со старшей медицинской сестрой для отчета о своей работе;
  • с работниками Красного Креста, отдела социального обеспечения, территориальной СЭС по вопросам, касающихся здоровья пациентов.

Медицинские работники семейной амбулатории несут ответственность за невыполнение своих обязанностей, за бездействие или вред, нанесенный здоровью людей, согласно действующего законодательства.

 

7.5 Квалификационная характеристика менеджера (администратора) семейной амбулатории.

Руководствуется действующим законодательством в отношении охраны здоровья населения Украины. Подлежит главному врачу амбулатории. Изучает демографическую, социальную, экономическую ситуацию и рынок медицинских услуг. Ориентируется в стоимости медицинских услуг и рентабельности амбулатории. Обеспечивает медикаментами, перевязочным материалом, инвентарем, аппаратурой, реактивами. Учитывает работу, помогает составлять отчеты. Отвечает за технику безопасности и противопожарные мероприятия. Должен иметь среднее образование (медицинское, экономическое, юридическое).

 

7.6 Требования, относительно присвоения семейному врачу квалификационных категорий.

7.6.1. Вторая квалификационная категория.

Предоставляется семейному врачу, который имеет профессиональный стаж не менее 3-х лет и сдал экзамен после окончания предатестационного цикла последипломной подготовки.

Врач должен:

  • уметь организовать первичную медико-санитарную дорогу на семейном участке;
  • знать этиологию, патогенез основных соматических болезней;
  • владеть методами профилактики, диагностики и лечения заболеваний;
  • уметь логично поставить диагноз и провести дифференциальную диагностику;
  • знать физиологию и патологию беременности, установить срок беременности, провести наружное и внутреннее акушерское обследование, комплекс диспансерных мероприятий, тактику ведения родов, принять физиологические роды;
  • знать клинику, диагностику, лечение болезней у детей, основы профилактики детских инфекций;
  • владеть методикой экспертизы временной утраты трудоспособности;
  • владеть методами интенсивной терапии и реанимации больных дошпитальному этапе;
  • обладать такими навыками: дефібриляцією, венесекцією, диагностическими и лечебными пункциями, интубацией, проводниковой анестезией, биопсией опухолей и лимфоузлов, вправлением вывихов, сечением панарициев, абсцессов и флегмон, удалением инородных тел.

7.6.2. Первая квалификационная категория.

Предоставляется семейному врачу, обладающего необходимыми теоретическими и практическими знаниями и имеет стаж работы не менее пяти лет.

Врач должен:

  • владеть технологией внедрения новых и передовых методов организации медицинской помощи населению;
  • уметь наладить работу подчиненных;
  • проводить диагностику, диспансеризацию больных;
  • иметь углубленные знания по физиологии, патофизиологии, психофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и др;
  • в совершенстве знать этиологию и патогенез острых заболеваний у детей и взрослых, владеть методами их диагностики и лечения;
  • иметь основные знания из смежных специальностей;
  • знать показания и противопоказания к применению лучевой, гормональной химиотерапии, хирургического, комбинированного и комплексного лечения больных, последние достижения медицинской науки;
  • углубленно знать фармакинетику и фармадіагностику препаратов, применяемых семейным врачом;
  • владеть в полном объеме методами интенсивной терапии и реанимации;
  • ориентироваться в вопросах медицинского законодательства;
  • участвовать и выступать на научно-практических конференциях;
  • владеть профессиональными навыками для врача второй квалификационной категории, а также уметь проводить електрокардіостимуляцію, катетеризацию центральных и периферических вен, удаление плаценты при маточном кровотечении, люмбальную и спинномозговую пункции, диагностическую пункцию пазух, тимпанопункцію, парацентез барабанной перепонки.

7.6.3. Высшая квалификационная категория.

Предоставляется семейному врачу, который уже имеет первую квалификационную категорию и стаж работы не менее семи лет.

Врач должен:

  • в совершенстве владеть знаниями по организации и управлению семейной медициной;
  • внедрять в практику высокоэффективные методы диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний у взрослых и детей;
  • иметь высокие показатели медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности амбулатории;
  • иметь научные публикации и выступления на конференциях и семинарах.

 

7.7 Требования по присвоению медсестре и фельдшеру семейной медицины квалификационных категорий.

7.7.1. Вторая квалификационная категория.

Предоставляется медсестре или фельдшеру, которые имеют достаточные теоретические знания и систематически повышают свою квалификацию.

Их обязанности:

  • уметь проводить антропометрические обмеры, обладать достаточным объемом манипуляций согласно профилю своей работы;
  • знать основы экспертизы трудоспособности, диспансеризации населения;
  • исчислять основные качественные показатели работы;
  • проводить санитарно-просветительную работу;
  • знать основы организации лечебно-профилактической помощи детям, принципы рационального питания, физического воспитания детей, особенности наблюдения за недоношенными детьми, группами риска, проведение прививок и тому подобное;
  • уметь давать оценку физическому и нервно-психическому развитию ребенка;
  • уметь регулировать питание согласно содержания веществ и калоража;
  • выполнять лечебные манипуляции (инъекции, компрессы, обработка кожи, промывание желудка, лечебные и очистительные клизмы, брать кровь из пальца, исследование мочи на белок, крови на гемоглобин, катетеризация мочевого пузыря);
  • уметь научить „молодую маму” основным правилам ухода за ребенком;
  • знать методы работы в социально-неблагополучных семьях;
  • владеть методиками онкопрофосмотров, своевременного выявления беременных на ранних стадиях, забора мазков на цитологическое и бактериологическое обследование;
  • научить беременную женщину методике лечебной физкультуры;
  • знать вопросы контрацепции.

7.7.2. Первая квалификационная категория.

Предоставляется медсестре или фельдшеру, которые имеют хорошую теоретическую и практическую профессиональную подготовку.

Их обязанности:

  • постоянно повышать свои профессиональные медицинские знания;
  • владеть всеми теоретическими знаниями, предусмотренными для второй аттестационной категории;
  • уметь помогать врачу во время проведения амбулаторных операций;
  • проводить противоэпидемические мероприятия;
  • уметь снять ЭКГ;
  • знать особенности детского организма и заболеваемости детей;
  • знать календарь профилактических прививок, правила их проведения и противопоказания, принципы рационального питания, технологию приготовления детской смеси;
  • вести санитарно-профилактическую работу с детьми и родителями, обучать их основным принципам лечения детей в домашних условиях;
  • владеть методиками лечебных процедур, онкопрофосмотров, выявления гинекологических заболеваний, выявление эклампсии и преэклампсии.

7.7.3. Высшая аттестационная категория.

Предоставляется сестре или фельдшеру, имеющие высокую теоретическую и практическую подготовку.

Их обязанности:

  • владеть всеми теоретическими знаниями для первой аттестационной категории:
  • оказывать помощь в экстремальных случаях (кома, шок, обморожения, ожоги);
  • делать анализ желудочного сока и желчи;
  • владеть экспресс-тестами;
  • владеть всеми скрининговыми программами, активно пропагандировать здоровый образ жизни;
  • уметь организовать санитарный актив;
  • вести профилактическую работу по планированию семьи.

 

Лицензирование семейного врача.

Семейный врач получает лицензию после окончания интернатуры и курсов усовершенствования. После этого врач получает государственный документ (лицензию) на право заниматься врачебной практикой. Этот документ выдает комиссия, которая имеет право юридического лица. Комиссия существует при соответствующем органе управления здравоохранением. Претендент на лицензию предоставляет в комиссию следующие данные: заявление, копию паспорта, квалификационную характеристику, характеристику своего врачебного участка, план работы на год.

Квалификационная характеристика социального работника в семейной амбулатории.

Руководствуется действующим законодательством по охране здоровья. Ищет пожилых людей и неработающих, нуждающихся в социальной поддержке. Оформляет документы на привлечение органов социального обеспечения для помощи этим людям. Доставляет обеды на дом, продукты питания, медикаменты, промышленные товары. Принимает участие в ремонте помещений и в обеспечении топливом. Помогает вести учетно-отчетную документацию. Высшее или среднее образование (медицинское, педагогическое, юридическое).

Положение о взаимодействии семейного врача амбулатории с другими учреждениями и специалистами здравоохранения.

Взаимодействует с органами государственной власти, территориальным медицинским объединением, органами медицинского страхования.

Осуществляет обмен информацией относительно состояния здоровья населения и деятельности амбулатории с вышеуказанными инстанциями.

Принимает участие в консилиумах, диагностических обследованиях, стационарном лечении своих пациентов.

7.8 Перечень оснащения рабочей сумки семейного врача.

  1. стетофонендоскоп – 1;
  2. офтальмоскоп – 1;
  3. шприцы одноразовые с иглами – 3;
  4. экспресс-диагностические тесты;
  5. термометр – 1;
  6. бинты – 2;
  7. вата – 10 гр.;
  8. жгут – 1;
  9. желудочный зонд – 1;
  10. язикотримач – 1;
  11. роторасширитель – 1;
  12. игла для внутрисердечного введения лечебных препаратов – 1;
  13. одноразовая система для капельных внутривенных вливаний – 1;
  14. набор инструментов: прямой пинцет – 1, изогнутый пинцет – 2, скальпель – 1, ножницы — 2, шпатель двусторонний – 1;
  15. медикаменты: папаверин 2 % — 2 мл (1-2 амп.), ношпа 2 % — 5 мл (2 амп.), дибазол 1 % — 5 мл (2 амп.), баралгин — 5 мл (10 амп.), кофеин 20 % — 2 мл (2 амп.), кордиамин — 2 мл (2 амп.), строфантин – к 0,025 % — 1 мл (20 амп.), адреналин 0,1 % — 1 мл (2 амп.), физраствор 0,9 % — 200 мл (1 фл.), атропин 0,1 % — 1 мл (5 амп.), эуфиллин 2,4 % — 10 мл (2 амп.), фуросемид – 2 мл (2 амп.), пипольфен 2,5 % — 2 мл (2 амп.), димедрол 1 % — 1 мл (5 амп.), супрастин – 2 % — 1 мл (2 амп.), спирт 96 % — 50 мл (1 фл.), аммиак 10 % — 1 мл (2 амп.), нитроглицерин 1 % — 10 мл (1 фл.), сульфат магния – 10 мл (5 фл.), валидол – 5 мл (5 амп.) или 10 табл., платіфіллін 0,2 % — 1 мл (2 амп.), мезатон 1 % — 1 мл (5 амп.), клофелин – 1 мл (2 амп.), лидокаин 2 % — 2 мл (4 амп.), перекись водорода 3 % (2 фл.), реланиум (седуксен, сибазон) — 0,5 % — 2 мл (2 амп.), преднизолон с растворителем – 0,025 % (2 амп.), гидрокортизон (1 фл.), йод 5 % спиртовой раствор – 1 мл (2 амп.);
  16. рецепты;
  17. листки нетрудоспособности;
  18. врачебные свидетельства о смерти.

 

 

7.9 Управления медицинской помощью на уровне семейного врача.

В данном случае речь идет об управлении поведением и взаимоотношениями между подчиненными в амбулатории, управления социальными процессами.

Основные направления экономического и социального развития здравоохранения под современную пору такие:

  • направить деятельность системы медицинской помощи на укрепление здоровья людей и продление их жизни;
  • повысить уровень и качество медицинской помощи;
  • сформировать стратегические и тактические проблемы и найти пути их решения;
  • демократизировать процесс управления;
  • внедрить экономические методы управления;
  • повысить роль человеческого фактора и участие трудового коллектива в управлении и тому подобное.

Процесс управления включает три блока вопросов: организационно-распорядительные, социально-психологические, экономико-математические. Этот процесс обеспечивают две системы: та, что управляет, и та, которой управляют. Основой научного управления является информация. Информация должна быть целенаправленной, достоверной, адекватной и своевременной.

После обработки и анализа информации руководитель принимает управленческие решения. Они есть нескольких видов:

  • социальные (кадры, их подготовка, распределение, использование, условия жизни и труда, отдых и тому подобное);
  • медицинские (организация помощи, ее качество, совершенствование, технология лечебно-диагностического процесса, профилактика, диспансеризация, реабилитация и тому подобное);
  • административные-распорядительные (деятельность системы, организационные мероприятия);
  • ресурсные (финансы, сеть, обеспечение медикаментами и техникой);
  • хозяйственные (развитие материально-технической базы, ремонты, транспортные средства, организация питания и др);
  • контрольные (оценка результатов деятельности системы).

 

7.10 Научная организация труда в деятельности семейного врача.

НОП – это динамичная, высокоэффективная и универсальная система организации труда.

Организация труда в отдельном коллективе должен учитывать достижения современной науки, уровень квалификации кадров и основываться на эффективном управлении. НОП стремится к максимальной производительности труда за счет рационального использования рабочего времени.

В здравоохранении с помощью НОТ достигается наиболее эффективное медицинское обслуживание населения. Для этого НОП предлагает конкретные меры: оптимизация управления, системная организация трудового процесса, эффективное использование рабочего времени, улучшение условий труда.

Основные факторы НОП следующие:

  • изучение „человеческого фактора” как движущего фактора производства;
  • изучение материального обеспечения труда – „технического фактора”;
  • применение методов и приемов труда – „ организационного фактора”;
  • использование „фактора времени”.

Человеческий фактор. Труд врача творческая, интеллектуальная. Она требует психоэмоционального напряжения, принятия ответственных решений. От усилий врача зависит здоровье и сама жизнь пациента. Врач должен быть терпеливым, уравновешенным, доброжелательным, что производит положительное впечатление на больного и течение его болезни.

Технический фактор. Работа врача невозможна без применения медицинской техники и оргтехники. Особое место занимают теперь компьютеры. В повышении врачебной производительности труда важную роль играет и организационная техника, а именно средства связи, аппаратура для изготовления и размножения документации.

Организационный фактор. Предполагает четкое определение цели, рациональное распределение обязанностей, ответственности и контроля за выполнением решений.

 Фактор времени. Это социальный фактор, связанный с эффективностью трудовой деятельности людей. Экономия времени является показателем общественного прогресса. К прямым потерям времени относятся нетрудоспособность по причине болезни, использование рабочего времени не по назначению. Скрытые потери времени – это неполноценное или неправильное использование возможностей работника, несоответствие осуществляемой работы квалификации работника.

Принципы НОТ:

  • организация и обеспечение рабочих мест, улучшение условий труда;
  • нормирования и стимулирования труда;
  • подбор и использование кадров за назначением и квалификацией;
  • распределение и координация труда;
  • синтез передовой медицинской науки и современных рациональных организационных форм.

Организация и обеспечение рабочих мест включает разработку типовых рабочих мест и их обслуживание, соблюдение гигиенических и санитарных норм, улучшение условий труда, производственную эстетику, обеспечение современной медицинской аппаратурой и оборудованием, механизацией документооборота, использование современных систем связи.

Важным является правильное распределение труда между отдельными работниками. Каждый должен четко выполнять свои должностные обязанности, знать и уметь делать порученное дело. Постоянно выявляются, анализируются и устраняются недостатки в организации труда, совершенствуются ее методы и формы.

 

7.11 Диспансерный метод в работе семейного врача.

Диспансеризация – это социально-экономические, лечебно-профилактические, лечебно-диагностические и санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, продления их жизни и трудоспособности.

Таблица 7.1

Методы изучения организации труда в здравоохранении

Название метода Интерпретация метода Вопросы, изучаемые
Наблюдения Непосредственное, интервью, анкетный метод Организация труда основных категорий работников
Измерение Хронометраж (полный или частичный), фотохронометраж Использования рабочего времени, прямые и скрытые потери рабочего времени, нерациональные затраты
Статистические Анализ официальных статистических данных и данных специальных исследований Эффективность системы работы (распределение и координация труда, централизация и децентрализация)
Экспертные Экспертиза организации и содержания труда, использования рабочего времени, распределения обязанностей Функциональное распределение обязанностей, ответственность
Психофизические Изучение трудоспособности и утомления работников Условия и режим труда, организация рабочих мест
Экспериментальные Социально-гигиенический эксперимент, комплексный эксперимент Мероприятия НОТ. Формы работы органов и учреждений здоровоохорони. Эффективность – медицинская, социальная, экономическая

Диспансеризация направлена на здоровых и больных людей. Методы ее проведения в обоих случаях едины.

Диспансеризация здоровых направлена на обеспечение их физического и психического развития, выявление и устранение факторов риска хронических заболеваний, проведения индивидуальных и групповых оздоровительных мероприятий.

Диспансеризация больных направлена на активное выявление болезней на самой ранней стадии, устранение причин этих заболеваний и предотвращения их осложнений.

Основные задачи диспансеризации следующие:

  • определение состояния здоровья каждого индивидуума во время ежегодного пересмотра;
  • дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми лицами с факторами риска и больными, принимая за единицу наблюдения семью;
  • своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • обеспечение преемственности в диспансерном наблюдении со стороны семейного врача и узкого специалиста при ведущей роли семейного врача.

Для того, чтобы диспансеризация была качественной и эффективной, необходимо:

  • активно выявлять больных на ранних стадиях заболевания;
  • активно вести динамическое наблюдение за ними;
  • проводить профилактические и лечебные мероприятия для восстановления здоровья;
  • изучать окружающей среды, производственные и бытовые условия и содействовать их улучшению;
  • систематически повышать квалификацию врачей;
  • привлекать к проведению диспансерных мероприятий администрацию производств, профсоюзы, общественность.

Приоритетными контингентами, которые подлежат диспансеризации, являются дети, подростки, ветераны труда и войны, женщины детородного возраста, лица с факторами риска заболеваний, а также те, что имеют повышенное артериальное давление, предопухолевые состояния и тому подобное.

На каждого жителя, что ставится на диспансерный учет, заполняется „Карта учета диспансеризации”. Периодически, но не реже одного раза в год, диспансерные контингенты подлежащих периодическим профилактическим просмотрам, в программу которых входят следующие обследования: сбор антропометрических данных, измерение артериального давления (с 7 лет), определение остроты зрения, слуха и глазного давления (с 40 лет), цитологическое исследование содержимого цервикального канала (с 30 лет), анализ крови (РОЭ, гемоглобин), анализ мочи на сахар и белок, флюорография (с 12 лет раз в 2 года) и маммография (с 35 лет 1 раз в 2 года), электрокардиограмма (с 40 лет). Эти обследования дополняются осмотром семейным врачом, который может, в случае необходимости, направить пациента на дополнительные обследования и осмотр узкими специалистами.

Диспансерные контингенты делятся на 3 группы:

И – здоровые люди, без анатомо-физиологических отклонений, факторов риска; эта группа составляет примерно 20 % всего населения;

II – практически здоровые люди, имеющие в анамнезе острые заболевания, факторы риска, небольшие анатомо-физиологические отклонения от нормы, полностью работоспособны. Эта группа составляет ориентировочно 40 % всего населения;

III – хронически больные с компенсированным, субкомпенсированный и декомпенсированным течением болезни или болезней. Первая подгруппа характеризуется редкими обострениями с временной утратой трудоспособности, ее доля составляет ориентировочно 35 % всего населения; вторая подгруппа имеет частые обострения и длительную утрату трудоспособности (4 % всего населения); третья подгруппа имеет полную потерю работоспособности, стойкие патологические изменения в организме, требует постоянного лечения и составляет ориентировочно 1 % всего населения.

Все диспансерные больные, нуждающиеся в лечении, получают его преимущественно в семейной амбулатории; в других случаях их лечат узкие специалисты или применяется стационарное лечение.

Из каждых 1000 диспансерных больных 820 человек нуждаются поддерживающего или противорецидивного лечения, 315 – диетического питания, 430 – санаторно-курортного лечения и оздоровления, 400 – стационарного лечения, 150 – изменения условий труда.

Семейная амбулатория планирует и реализует графики проведения профилактических просмотров. Основной акцент делается на осуществлении просмотров в процессе текущей звертальності людей за медицинской помощью. Кроме „Карты учета диспансеризации”, на каждого диспансерного больного заполняется также „Контрольная карта диспансерного наблюдения”.

 

7.12 Борьба с травматизмом.

Существенное значение в деятельности семейной амбулатории имеет борьба с травматизмом. Более 10 % временной и почти 8 % стойкой утраты трудоспособности приходится на травмы.

Причины травматизма следующие:

  • организационные, занимают почти 60 % всех травм; сюда относятся нарушения техники безопасности, недостаточная обученность, неправильная организация труда, нарушения трудовой дисциплины;
  • технические, занимают 25 % всех травм; сюда относятся недостатки в конструкции механизмов, неисправность механизмов, отсутствие средств индивидуальной защиты;
  • санитарно-гигиенические – 7 %; сюда относятся неустроенность рабочего места, его недостаточное освещение, плохая вентиляция и т. п;
  • личностные – 4 %, а именно, нарушение дисциплины, болезни, пьянство и тому подобное. Однако следует заметить, что пьянство часто сочетается с другими причинами.

Семейный врач ведет учет травм, записывая их в амбулаторную карту и вынося на статистический талон заключительных (уточненных) диагнозов, а также анализирует распространенность травматизма согласно пола, возраста, локализации объектов производства, профессий, других социальных критериев.

Профилактика травматизма направляется на улучшение санитарно-гигиенических условий, соблюдение техники безопасности, совершенствование организации труда, механизации трудоемких процессов, реконструкцию производственных участков или цехов, повышение технической грамотности работников и тому подобное.

В несложных случаях семейный врач оказывает травматологическую помощь самостоятельно, в обремененных – направляет пострадавшего к травматологу.

 

7.13 Эффективность работы семейного врача.

Она оценивается по трем основным критериям: медицинская, социальная и экономическая эффективность.

Медицинская эффективность оценивается по результатам наблюдения и лечения больных. Речь идет о частоте среди осложнений, обострений, их продолжительность и влияние на дальнейший ход болезней.

Социальная эффективность измеряется влиянием медицинской помощи на продолжительность и качество жизни пациентов. Она измеряется прежде всего длительностью и качеством их жизни, величине смертности.

Экономическая эффективность измеряется тем дополнительным продуктом, который производит пациент в результате сокращения сроков и последствий его болезни, а также уменьшением затрат, которые несет общество на лечение, социальное страхование и социальное обеспечение больных. Методика расчета экономических потерь в результате заболеваемости и травматизма приведенное нами выше.

 

 

7.14 Врачебная этика и деонтология в работе семейного врача.

Медицинская деонтология – наука о долге и поведение тех, кому общество и отдельные его граждане доверили охранять свое здоровье.

Представление о врачебный долг, о взаимоотношениях врача и больного основанные на принципах общечеловеческой морали. Вопросы медицинской деонтологии имеют важное практическое значение. Доказано, что истоки, ход и последствия болезни сильно влияют психосоциальные факторы. Личность больного остро реагирует как на саму болезнь, так и ее медицинские, психологические и социальные последствия. При этом реакция может быть не только адекватной, но и патологической. Врач не может быть равнодушным к субъективных переживаний больного, которые усугубляют его страдания.

Особое значение для успеха лечения имеют эмоционально теплые, человеческие отношения между врачом и больным. Уже первая беседа врача с больным играет, зачастую, решающую роль. Во время приема не лишь врач исследует больного, но и больной изучает человеческие и профессиональные качества врача. Если у больного не возникает доверия к врачу, трудно надеяться на благоприятный исход лечения. Поэтому укреплять и углублять взаимоотношения врача и больного необходимо в течение всего срока лечения. Так называемый индивидуальный подход к больному предполагает не только тщательный анализ этиологии и патогенеза его заболевания, но и особенности и психологические реакции на болезнь. Умение беседовать с больным – важное профессиональное качество врача. В.Бехтєрєв говорил: „Если больному после разговора с врачом не стало лучше, то это не врач”.

Проблемы деонтологии обостряются. Негативные психологические последствия влекут за собой растущие внедрения техники в практику лечебных учреждений. Временем личность больного застолочують врачу рентгеновские пленки, УЗИ-выводы, многочисленные лабораторные анализы.

В последнее время учащаются массовые профилактические просмотры населения. Они стремятся выявить больных с начальными патологическими проявлениями или с повышенным риском заболеваемости. Бывают случаи, когда, например, с одним и тем же артериальным давлением один больной чувствует себя хорошо, а другой предъявляет многочисленные жалобы. В этих случаях от врача требуется тонкое чувство деонтологічної ситуации, умение найти правильный подход к человеку, проявить максимум такта, доброжелательности, а также умение дать правильные советы относительно профилактики и лечения гипертензии, которые в обоих случаях благоприятно сказываются на самочувствии осмотренных.

Основы медицинской деонтологии должны охватывать всю деятельность лечебного учреждения. Для этого в коллективе должна быть налажена постоянная воспитательная работа и обучение основам медицинской психологии. При этом могут быть использованы следующие методы и формы: клинические обсуждения, деонтологические конференции.

Проблемы деонтологии требуют научных исследований. Для примера приводим специальную карту для изучения тех вопросов деонтологии, без которых семейный врач эффективно работать не может.

Карта опроса семейных врачей с деонтологии.

  1. Самостоятельно ли Вы выбрали профессию врача?

(подчеркивать везде)

Так. Нет.
  1. Ориентировали Вас на медицинское образование родители или другие лица, имевшие медицинское образование ?
Так. Нет.
  1. Выбрали бы Вы снова профессию семейного врача?
Так. Нет.
  1. Позволяет ли Вам профессия врача реализовать свои способности?
Так. Нет.
  1. Ваша профессия гуманная?
Так. Нет.
  1. Довольны ли Вы выбором профессии семейного врача?
Так. Нет.
  1. Хорошо Вы ориентированы в основных вопросах медицинской этики и деонтологии? (нужное подчеркнуть)

а) удовлетворительно;

б) плохо;

в) практически не знакомы;

  1. Определите основную проблему медицинской этики (подчеркнуть):

а) отношение медицинских работников к больному;

б) взаимоотношения с коллегами;

в) отношение к родственникам больного;

г) сохранение медицинской тайны.

  1. Какие основные качества должны быть присущи врачу (подчеркнуть):

1) совесть и порядочность;

2) великодушие и доброжелательность;

3) благородство и внимание;

4) тактичность и вежливость;

5) тщательность и осторожность;

6) гражданская ответственность и партийность;

7) совершенствования своей квалификации, мастерства, искусства лечения.

  1. Какой должен быть внешний вид врача?

а) опрятность и аккуратность

Так. Нет.
б) собранность и подтянутость Так. Нет.
в) скромность и доступность Так. Нет.
г) обязательность белого халата и туфель Так. Нет.
д) дружелюбный вид лица Так. Нет.
  1. Какова на Ваш взгляд должна быть форма служебного одежды врача?
а) белый халат и шапочка Так. Нет.
б) особая форма Так. Нет.
в) другой цвет Так. Нет.
  1. Каково Ваше отношение к косметике ?
а) допустимая умеренная косметика Так. Нет.
в) яркая косметика Так. Нет.
  1. Курение
— курить можно только на работе Так. Нет.
— можно даже во время работы, но не при больном, если курите Так. Нет.
Было ли у Вас желание бросить курить? Было. Не было
Не имели такого желания Так. Нет.
Не определили своей позиции Так. Нет
Нужно запретить курение в пределах института Так. Нет
Запрет:
а) реальная Так. Нет
б) не реальная Так. Нет
Вы курите (подчеркнуть)?
1) никогда не курили
2) курите регулярно в настоящее время
3) курили регулярно, но сейчас не курите
4) курите не регулярно
5) топили не регулярно, но сейчас не курите
Если курите или курили:
в каком возрасте начали курить ___________ лет
в течение какого времени Вы курите (курили)? ___________ лет
если бросили курить, то как давно? __________лет, ________ недель
Как глубоко затягуєтесь, когда курите (курили)?
  1. затягуєтесь глубоко (с жадностью)
  2. затягуєтесь умеренно
  3. курите совсем „не в затяжку”
Сколько Вы випалюєте (выжигали) в течение суток ?
Сигарет _______ штук
Сигарет _______ штук
  1. Употребление алкоголя (допустимо, недопустимо)
Употребляете ли Вы алкогольные напитки
1) нет; 2) да; 3) раньше употребляли, сейчас нет
Если „да”, то:
Как часто Вы употребляете алкоголь? (нужное подчеркнуть)
1) несколько раз в год, но не ежемесячно
2) один раз в месяц
3) один раз в неделю
4) несколько раз в неделю, но не ежедневно
5) ежедневно
Какие виды спиртных напитков Вы употребляете?
  1. пиво
Так. Нет
  1. сухое вино
Так. Нет
  1. крепкое вино
Так. Нет
  1. водку или другие крепкие алкогольные напитки
Так. Нет
Какое количество алкоголя Вы употребляете?
  1. пиво _______ бутылок
  2. сухого вина ________граммов
  3. крепкое вино ________ граммов
  4. водки или других крепких алкогольных напитков ________ граммов
  5. Были ли у Вас факты нарушения своего служебного долга, невнимательного отношения к больному ?
Так. Нет
  1. Или Вы пропагандируете больному в период болезни и после выписки из стационара здоровый образ жизни
Так. Нет
  1. Какие из этих вопросов Вы относите к пропаганде здорового образа жизни (нужное подчеркнуть)
1) гигиенические условия труда и его научная организация
2) устроенный быт
3) рациональное проведение свободного времени
4) разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей
5) здоровый морально-психологический климат на работе и дома
  1. Оцениваете ли Вы вредную морально-психологическую атмосферу в семье у больного и пытаетесь на нее повлиять?
Так. Нет.
  1. Проводя профилактические просмотры, или Вы агитируете за здоровый образ жизни?
Так. Нет.
  1. Как влияет в глазах больного применения врачом вспомогательных обследований:
— повышает авторитет Так. Нет.
— снижает авторитет Так. Нет.
— приводит к ятрогений Так. Нет.
  1. Сформулировано 10-ть заповедей в нравственном воспитании врача. Выполняете Вы их или нет:
— нельзя прогуливать, когда другие работают Так. Нет.
— можно подвергать насмешкам три вещи – патриотизм, искреннюю любовь к женщине и старость Так. Нет.
— нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно старшего возраста Так. Нет.
— некрасиво высказывать недовольство отсутствием вещи, которая есть у твоих ровесников Так. Нет.
— нельзя допустить, чтобы твои родные давали тебе то, чего сами не имеют Так. Нет.
— нельзя делать то, что осуждают старшие Так. Нет.
— нельзя оставлять одиноким престарелого родственника, если у него кроме тебя никого нет Так. Нет.
— нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших или не взяв благословение у духовника Так. Нет.
— нельзя начинать есть, не пригласив старшего Так. Нет.
— нельзя ждать, пока с тобой поздоровается старший, нужно первым его поздравить Так. Нет.
  1. Или повышали ли Вы свою квалификацию за последние 5-ть лет?
Так. Нет.
  1. Ли включало повышение квалификации вопросы деонтологии?
Так. Нет.
  1. Принимали ли Вы участие в научно-практических конференциях по вопросам деонтологии?
Так. Нет.
  1. Или Вы читали лекции, либо проводили беседы по вопросам деонтологии?
Так. Нет.
  1. Какие пособия и монографии по деонтологии Вы прочитали?
  2. Имеете ли Вы научные публикации по семейной медицины и деонтологии?
Так. Нет.
  1. Какие Вы знаете картины известных художников, посвященные медицине?
  2. Можно проводить кровавые эксперименты на животных?
Так. Нет.
  1. Можно экспериментировать на людях?
Так. Нет.

Подобная анкета была распространена среди 300-т участковых врачей. Анализ некоторых ответов был такой:

95,5 % врачей самостоятельно выбрали эту профессию, а если бы пришлось выбирать повторно, то это сделали бы лишь 62,7 % опрошенных;

в проблемах медицинской этики и деонтологии ориентируются 94,3 % врачей;

считают необходимыми качествами семейного врача:

совестливость и порядочность – 67,7 %,

великодушие и доброжелательность – 58,3 %

благородство и внимание – 62,3 %,

тактичность и вежливость – 66,7 %

тщательность и осторожность – 4,7 %.

Подавляющее большинство врачей – 85 % считают, что врач должен быть одет в белый халат и шапочку; 88,7 % допускают умеренную косметику; 17,3 % считают допустимым употребление табака, а за запрет курения в стенах института выступило 80,7 % врачей.

Среди 300-т участковых и семейных врачей употребляли алкоголь 63,3 %, чаще всего вино, за ним водку.

Среди критериев здорового образа жизни наибольшее внимание уделялось здоровому морально-психологическому климату, за ним шли гигиенические условия труда – 64 % и устроенный быт – 57,6 %.

Относительно 10-ти моральных заповедей, то их выполняли от 59 до 97,3 % врачей, меньше не делают того, что осуждают старшие, и больше – не смеются над старостью.

Непосредственное участие врачей в проведении деонтологических мероприятий дала скромные результаты – от 16 до 34 %.

Две трети врачей считают допустимыми кровавые эксперименты на животных, а каждый 10-й врач допускает эксперименты на людях.

 

 

7.15 Реабилитация в деятельности семейного врача.

Реабилитация – это использование медицинских, социальных, просветительских и профессиональных средств с целью обучение или переобучение инвалидов для достижения ими наиболее возможного уровня функциональных возможностей.

Реабилитация предусматривает два основных момента:

  • возвращения пострадавшего к труду;
  • создание оптимальных условий для активного участия его в жизни общества.

Характерные признаки реабилитации:

  • раннее начало реабилитационных мероприятий;
  • непрерывность реабилитации;
  • комплексный характер;
  • индивидуальный подход;
  • массовое применение;
  • возвращение инвалидов к активной общественной жизни.

Основные положения реабилитации:

  • реабилитация является общей задачей медиков, педагогов, экономистов, хозяйственников, профсоюзных работников при активном участии самих инвалидов;
  • система реабилитации охватывает все болезни организма;
  • реабилитация помогает восстановить здоровье, социальный и профессиональный статус пострадавшего;
  • ведущая роль в реабилитации принадлежит медикам;
  • важным реабилитационным мероприятием является труд.

Виды реабилитации:

  • медицинская;
  • социальная или бытовая;
  • профессиональная или производственная.

Реабилитация является одной из составляющих диспансерного наблюдения за больными.

Формы трудотерапии:

  • тонизирующая;
  • восстановительная;
  • ориентирована;
  • продуктивная.

Трудотерапия должна соответствовать физическим возможностям больного, быть осмысленной и сознательной, носить преимущественно коллективный характер.

 

 

7.16 Врачебная трудовая экспертиза в деятельности семейного врача.

Врачебная трудовая экспертиза – это определение работоспособности человека, если теряется работоспособность, определяется ее степень и продолжительность.

Установления нетрудоспособности врачом гарантирует работнику право на освобождение от работы, бесплатное лечение, возмещение за счет средств социального страхования. Следовательно, экспертиза нетрудоспособности имеет медицинскую, социальную и юридическую сторону, это важный и ответственный аспект деятельности семейного врача.

Основные причины потери работоспособности такие:

  • заболевания;
  • травма, в т.ч. производственная;
  • карантин;
  • декретный отпуск;
  • уход за больными.

Есть два виды нетрудоспособности: временная и стойкая. В случае стойкой утраты трудоспособности она делится на полную и частичную. При полной человек не может выполнять никакой работы и нуждается в уходе или специального лечебного режима. При частичной человек требует смены работы или изменения условий предыдущих занятий в сторону их облегчения.

Проводя экспертизу нетрудоспособности, врач обязан определить:

  • имеет ли место потеря трудоспособности и что к этому привело;
  • продолжительность потери трудоспособности;
  • рекомендации относительно дальнейших трудовых функций;
  • соответствующее лечение и режим;
  • необходимость установления инвалидности с направлением больного к МСЕКу.

Семейный врач обычно выдает больному листок нетрудоспособности на 10 дней, дальше он проводит экспертизу вместе с врачебной консультативной комиссией.

Эти комиссии создаются в поликлиниках, где имеется не менее 15 штатных должностей врачей. Возглавляет ВКК заместитель главного врача по экспертизе. В состав ВКК входят председатель, заведующий отделением и лечащий врач.

Функции ВКК такие:

  • консультация врачей по вопросам диагностики и лечения;
  • контроль за правильностью выдачи листков нетрудоспособности;
  • направление больных на МСЭК;
  • предоставление отпусков для санаторно-курортного лечения;
  • выдача справок о переводе больных в случае необходимости на другую работу.

Все решения относительно потери нетрудоспособности вносятся в первичные медицинские документы – карты амбулаторного или стационарного больного.

Документами, удостоверяющими временную утрату трудоспособности, является листок нетрудоспособности или справка. Последняя выдается студентам и учащимся. Оба документа имеют юридическое и медико-статистическое значение. На их основе проводится анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

 

 

7.17 Экспертная оценка качества работы семейного врача.

Качество медицинской помощи – это основная предпосылка ее эффективности. Качество работы семейного врача способны оценить эксперты, в роли которых обычно выступают высококвалифицированные специалисты, научные работники.

Экспертиза предусматривает:

  • проявление дефектов в работе семейного врача;
  • установление причин и факторов, которые привели к недостаткам в работе;
  • оценка уровня и динамики квалификации семейного врача;
  • обоснование мероприятий, способных эффективно и в кратчайшие сроки поправить дело.

Объектами экспертной оценки могут выступать медицинские документы или больные.

Эксперты пользуются стандартными схемами обследования, лечения, реабилитации больных в разрезе отдельных заболеваний, отдельных видов деятельности и тому подобное.

Экспертную комиссию обычно возглавляет начмед крупной больницы.

Периодичность экспертных оценок зависит от их целей и задач, существующих проблем в работе семейных врачей.

Первый этап экспертизы – это организационная подготовка, формирование конкретных задач экспертизы, составление ее программы в виде специальной карты.

Второй этап – отбор документов, подлежащих экспертизе. Обычно берется не менее 25 экземпляров каждого из медицинских документов.

Третий этап – глубокое изучение медицинских документов.

Четвертый этап – расчет показателей.

Таблица 7.2

Ориентировочная карта экспертной оценки качества медицинской помощи, оказывает семейный врач.

Название медицинского документа Диагноз Обследование Лечение Наблюдения
полное своевременное полное своевременное полное своевременное

На основании полученных данных исчисляются показатели, обычно, в виде процентов.

 

 

7.18 Использование прогностических коэффициентов в деятельности семейного врача.

Теперь проведено немало социально-медицинских исследований, в которых с помощью методов распознавания образов установлены весовые коэффициенты различных факторов, которые могут быть причастны к возникновению той или иной болезни. Чем больше этих факторов, тем более вероятной является опасность возникновения болезни. Семейный врач, пользуясь таблицей прогностических коэффициентов, может выделить из числа своих пациентов тех, кто имеет высокий риск заболевания. Среди этих людей он должен проводить целенаправленную профилактическую работу для приостановления развития заболевания.

В качестве примера приведем карту прогностических коэффициентов для раннего выявления гипертонической болезни среди молодежи.

Признак Признаки разграничения Прогностический коэффициент
Пол мужчина 0
женщина 0
Возраст 18-19 — 2
20-21 — 1
22-23 0
Семейное положение женат — 7
замужем 0
холост 1
Характер сдержанный — 4
конфликтный 7
раздражающий 4
оскорбительный 2
Питание регулярное — 7
нерегулярное 3
чрезмерное употребление соли 6
Употребление алкоголя не употребляет — 2
редко 0
умеренно 1
злоупотребляет 4
Употребление табака не курит — 1
умеренно — 1
злоупотребляет 2
Физическая активность не занимается спортом 6
не занимается рухавкою 2
регулярно занимается спортом — 9
занимается нерегулярно 3
занимается рухавкою — 3
сидячий образ жизни 3
Сопутствующие болезни нет — 8
аритмии 7
стенокардия 9
сахарный диабет 10
заболевания почек 6
инфекционные заболевания 3
другие болезни 6
Сон регулярный — 6
нерегулярный 4
сонливость 4
бессонница 6
Артериальное давление нормальный — 20
Психические травмы в анамнезе были 3
не было — 1
Частые психоэмоциональные перегрузки есть 3
нет — 3
Лишний вес есть 1
нет — 1
Головная боль есть 2
нет — 2
Головокружение есть 2
нет — 1
Нарушения зрения есть 3
нет — 1
Повышенное сердцебиение есть 5
нет — 1
Одышка есть 4
нет — 1
Раздражительность есть 1
нет — 1
Носовые кровотечения есть 7
нет — 1
Диспансерное наблюдение не было 0
наблюдается регулярно — 1
наблюдается нерегулярно 2

Если сумма коэффициентов составляет — 13 и меньше, то прогноз благоприятный, если находится в диапазоне от – 13 до + 13 надо принимать меры по профилактике гипертонической болезни.

 

 

7.19 Повышение квалификации семейных врачей и медицинских сестер.

После окончания медицинского факультета университета врачи, что выбрали профессию врача общей практики – семейного врача, проходят соответствующую специализацию путем интернатуры. Ранее ее срок составлял год, теперь продлен до 2-х лет.

Через каждые 5 лет семейные врачи проходят усовершенствование в академиях последипломного образования.

Задача академии следующие:

  • специализация и повышение квалификации врачей и провизоров;
  • постоянное совершенствование качества последипломной подготовки;
  • выполнение научно-исследовательских работ;
  • создание пособий и методических указаний для врачей;
  • подготовка научно-педагогических кадров.

Врачи-курсанты, обучающиеся с отрывом от производства, обеспечиваются стипендией. За ними сохраняется заработная плата.

Росту квалификации врачей способствует система их аттестации. Молодые специалисты проходят аттестацию через три года после окончания интернатуры. Аттестационная комиссия определяет квалификацию врача согласно трех квалификационных категорий:

  • высшее, предоставляется врачам, имеющим стаж работы по специальности не менее 10 лет и высокую теоретическую и практическую подготовку;
  • первая, предоставляется врачам со стажем работы 7 лет, обладающих должным практическим опытом, современными методиками профилактики, диагностики и лечения больных;
  • вторая, предоставляется врачам со стажем работы 5 лет, что овладели современными методиками обследования, диагностики и лечения больных.

Врачам, работающим в сельской местности, возрастной ценс несколько снижен и составляет для высшей – 7, первой – 5 и второй – не менее 3-х лет.

Средние медицинские работники готовятся в Украине широкой сетью медицинских колледжей и училищ. Совершенствование их квалификации происходит на многочисленных курсах, которые существуют в крупных больницах. Квалификация медицинских сестер также оценивается аттестационными комиссиями. Перед тем как получить соответствующую квалификацию, медицинская сестра подает отчет о своей работе за последние три года. В отчете он кратко характеризует район деятельности семейной участке, ее штаты, организацию амбулаторной помощи, предоставление больным стационарной помощи, обеспечение выбранных контингентов диспансерным обслуживанием, свою личную роль в оказании помощи больным и здоровым.

Отчет о работе семейного врача за три последних года.

Подается в аттестационную комиссию. В отчете приводятся данные о получении высшего медицинского образования, врачебный стаж, пройденные курсы специализации, стажировки и усовершенствования.

Потом говорится о количестве людей, которые обслуживает семейная участок, отдельно выделяются дети, подростки, одинокие, престарелые люди, инвалиды войн.

В дальнейшем врач отражает контингенты, находящиеся под диспансерным наблюдением и все, что сделано для их оздоровления. Следующий раздел отчета – лечебная работа, в которой врач отчитывается о свое профессиональное умение, методы лечения, которые он применяет на практике.

Далее говорится о профилактическую работу, противоэпидемические мероприятия, профилактические прививки и тому подобное. Отображается активное выявление социально опасных болезней, в частности туберкулеза и злокачественных новообразований. Врач отчитывается о больных сахарным диабетом, гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, показывая динамику их состояния. В дальнейшем врач характеризует общую заболеваемость населения на участке, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, шпиталізовану заболеваемость, смертность. Заканчивает свой отчет врач выводами, в которых оценивает проведенную работу, очерчивает проблемы и указывает пути их решения.