15 Июн Народные депутаты предлагают ввести институт медицинского омбудсмена
Резюме. Зарегистрирован соответствующий законопроект
В условиях реформирования медицинской системы Украины, развития системы частных учреждений здравоохранения, функция контроля, особенно государственного контроля приобретает особое значение для укрепления всей системы здравоохранения и обеспечения ее надлежащего управления.
Кроме того, на сегодня в Украине отсутствует единый орган государственной власти, в сферу полномочий которого отнесен контроль за реализацией права на охрану здоровья, прав пациентов и медицинских работников, посредничество в конфликте между пациентом и учреждением здравоохранения.
Стоит отметить, что институт медицинского омбудсмена действует в США, Великобритании и др. По результатам анализа деятельности медицинского омбудсмена в Великобритании и США можно сделать вывод, что введение такого института усилило контроль за функционированием медицинских учреждений, что способствовало значительному уменьшению количества жалоб граждан на эти службы и улучшению медицинского обслуживания населения.
Учитывая указанное, учитывая положительный международный опыт, представляется необходимым введение в Украине института Уполномоченного по медицинским вопросам, деятельность которого будет направлена на мониторинг соблюдения права на охрану здоровья, рассмотрение жалоб на нарушение права на охрану здоровья и прав пациентов, контроль за реализацией прав медицинских работников, посредничество в конфликте между пациентом и объектом государственного контроля.
С этой целью 7 мая 2021 было зарегистрировано проект Закона Украины № 5475 «Об Уполномоченном по медицинским вопросам».
Основные задачи
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) контроль за реализацией права на охрану здоровья;
2) контроль за реализацией прав пациентов;
3) контроль за реализацией прав медицинских работников;
4) посредничество в конфликте между пациентом и объектом государственного контроля.
Объектами государственного контроля является учреждения здравоохранения всех форм собственности, субъекты хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность по медицинской практике.
полномочия
Уполномоченный будет иметь такие полномочия:
- принимать нормативно-правовые и организационно-распорядительные акты по вопросам обеспечения и организации деятельности Уполномоченного и Аппарата Уполномоченного;
- осуществлять мониторинг соблюдения права на охрану здоровья;
- открывать производство по жалобам пациентов, их законных представителей, родственников пациентов и медицинских работников в установленном Уполномоченным порядке;
- выносить консультативные заключения по соблюдению стандартов медицинской помощи по результатам проведенного производство Уполномоченного;
- рассматривать жалобы о нарушении права на охрану здоровья, в случае обоснованности жалобы в установленном Уполномоченным порядке открывать производство о нарушении права на охрану здоровья, в рамках которого сотрудничать с объектами государственного контроля, получать всю необходимую для проверки жалобы информацию, в том числе по полученной медицинской помощи, медицинской услуги или медицинского обеспечения, и сообщать жалобщика о результатах такого производства;
- в случае необходимости в результате осуществления обращаться с заявлением о совершении уголовного преступления и пользоваться правами, предусмотренными Уголовным процессуальным кодексом Украины;
- сотрудничать с органами исполнительной власти с целью улучшения защиты прав пациентов;
- сотрудничать в целях защиты прав пациентов с объектами государственного контроля для улучшения их деятельности;
- закрывать производства, если жалоба подана ненадлежащим субъектом, а также в случае, если жалоба подана с целью, противоречащей настоящему закону;
- сотрудничать с Верховной Радой Украины для участия в подготовке проектов законодательных актов по защите прав пациентов, внедрение новых форм организации оказания медицинской помощи и соблюдения международных стандартов медицинского обеспечения;
- участвовать в пленарных заседаниях Верховной Рады Украины в соответствии со статьей 35 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» и один раз в год докладывать Президенту Украины о состоянии соблюдения законодательства о здравоохранении в пределах его компетенции;
- сотрудничать с международными организациями и органами по защите прав пациентов других государств для внедрения международных стандартов соблюдения прав человека во время медицинского обслуживания в Украине;
- сотрудничать с общественными организациями, профессиональными ассоциациями медицинских работников, ассоциациями пациентов, в том числе родителей больных детей и тому подобное;
- осуществлять иные полномочия в соответствии с этим и другими законами;
- подавать Кабинету Министров Украины предложения по обеспечению эффективной реализации государственной политики в сфере охраны здоровья;
- предоставлять органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендации по совершенствованию и улучшению реализации права каждого на охрану здоровья, прав пациентов и медицинских работников и получать информации о результатах их выполнения.
Заключение профильного комитета Верховной Рады Украины
Сейчас законопроект уже рассмотрен Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования.
При рассмотрении законопроекту народные депутаты Украины — члены Комитета акцентировали внимание на положительном опыте работы медицинских омбудсменов в других странах. Так, например, аналогичная должность существует в Великобритании с 1967 г.. Медицинский омбудсмен подотчетен парламенту и независимый от национальной системы здравоохранения. В других странах, таких как Австрия, Израиль, Норвегия, Хорватия и Португалия, медицинские омбудсмены или другие коллегиальные органы по защите прав пациентов созданы в регионах или отдельно в каждом учреждении здравоохранения, где они оказывают консультативную помощь пациентам относительно их прав, принимают от них жалобы, проводят проверки, направляют свои выводы для соответствующего реагирования. Поддерживая в целом необходимость принятия законопроекту, Комитет считает необходимым отметить о необходимости дополнения заключительных положений документа изменениями в другие законы, которые необходимы для полноценной реализации предложенной законопроектом концепции, прежде всего в Основы законодательства Украины о здравоохранении, а также других законов, эт «связаны с предметом его правового регулирования. Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины в своем заключении (от 19.05.2021 г.. № 16 / 03-2021 / 163027 (511807)) на проект Закона Украины «Об Уполномоченном по медицинским вопросам» выражает свои замечания. Учитывая изложенное, Комитет принял решение рекомендовать Верховной Раде Украины включить проект закона об Уполномоченном по медицинским вопросам (рег. № 5475) в повестку дня пятой сессии Верховной Рады Украины девятого созыва и по результатам рассмотрения в первом чтении принять его за основу с учетом приведенных выше предложений Комитета о необходимости внесения изменений в другие законы Украины, которые не были предметом рассмотрения в первом чтении в соответствии с частью первой статьи 116 Регламента Верховной Рады Украины.
Присоединяйтесь к нам в Viber-сообществу, Telegram-канале, Instagram, на странице Facebook, а также Twitter, Чтобы первыми получать самые свежие и актуальные новости из мира медицины.
Редакция журнала «Украинский медицинский журнал» по материалам rada.gov.ua
.
[ad_2]