21 Июн Закон № 2206-VIII О повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности (Сведения Верховной Рады (ВПР), 2018, № 5, ст.32)
ЗАКОН УКРАИНЫ |
О повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности
(Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2018, № 5, ст.32)
Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные принципы и направления регулирования развития здравоохранения в сельской местности для обеспечения гарантий равного доступа граждан к качественного и эффективного медицинского обслуживания.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия Закона
1. Этот Закон регулирует отношения, связанные с обеспечением повышения доступности, эффективности и качества медицинского обслуживания в сельской местности, к которой в целях настоящего Закона относятся территории, находящиеся за пределами городов Киева, Севастополя, городов областного значения.
Статья 2. Законодательство Украины относительно повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности
1. Законодательство Украины относительно повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности базируется на Конституции Украины и состоит из Основ законодательства Украины о здравоохранении, законов Украины «Об основах государственной региональной политики», «О местном самоуправлении в Украине», «О местные государственные администрации», «О государственных целевых программах», настоящего Закона, международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, других законов, а также законодательных актов, регулирующих общественные отношения по соответствующим вопросам.
2. В случае если действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, определены иные правила, чем те, что предусмотрены этим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные принципы развития здравоохранения в сельской местности
1. Повышение доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сферах здравоохранения и регионального развития, которые осуществляются на следующих принципах:
1) эффективности поддержки развития здравоохранения в сельской местности;
2) обеспечение участия органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений в формировании и реализации государственной политики в указанных сферах;
3) создание равных возможностей для доступа территориальных общин к поддержки, предусмотренной общегосударственными, региональными и местными программами развития здравоохранения в сельской местности;
4) эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных для выполнения указанных программ;
5) открытости и прозрачности предоставления государственной поддержки.
2. Повышение доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности обеспечивается путем осуществления мер по разработки, утверждения, финансирования, выполнения государственных целевых программ, направленных на охрану, улучшение, сохранение и восстановление здоровья населения, предоставления субвенций из Государственного бюджета Украины местным бюджетам для развития здравоохранения в сельской местности, а также надлежащего контроля за целевым и эффективным использованием средств, направленных на выполнение указанных мероприятий.
3. Мероприятия по повышению доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, учреждениями здравоохранения, другими субъектами с привлечением в установленном порядке научных организаций, общественных объединений, международных неправительственных организаций.
Статья 4. Основные направления развития здравоохранения в сельской местности
1. Государство обеспечивает выполнение мероприятий по повышению доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности по следующим основным направлениям:
1) приближение качественного медицинского обслуживания населения путем содействия развитию лечебных учреждений всех форм собственности в сельской местности, совершенствование сети учреждений здравоохранения, в частности центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи и материально-технической базы таких учреждений, создание условий для деятельности врачей общей практики — семейных врачей и врачей других специальностей, которые оказывают первичную медицинскую помощь и зарегистрированы как физические лица — предприниматели и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, а также заключили договор о медицинское обслуживание населения с соответствующим распорядителем бюджетных средств, проведение в сельской местности периодических выездных приемов врачей-специалистов;
2) внедрение современных технологий медицинского обслуживания в сельской местности, в том числе с использованием телемедицины, особенно если расстояние и время являются критическими факторами для оказания медицинской помощи, осуществления надлежащего ресурсного обеспечения внедрения медицинского обслуживания с использованием телемедицины (телемедицинское консультирование, телемедицинский консилиум, телеметрия и домашнее телеконсультирование);
3) разработка и реализация программ по медицинскому обслуживанию в сельской местности относительно диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний населения, прежде всего детей, беременных женщин и пожилых людей;
4) оказание медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предусмотренных программой государственных гарантий медицинского обслуживания населения, за счет средств государственного бюджета в порядке, определенном законом;
5) разработка и реализация программ по обеспечению населения в сельской местности эффективными, качественными и необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
6) внедрение действенных механизмов привлечения к медицинскому обслуживанию в сельской местности квалифицированных медицинских и фармацевтических работников, в частности путем создания для таких работников дополнительных гарантий оплаты труда и условий труда, включая обеспечение необходимым медицинским оборудованием и специальным транспортом, разработки и реализации мотивационных пакетов, в том числе предоставление служебного жилья, транспорта, мобильной связи, льготных (ипотечных) кредитов на строительство или приобретение жилья, компенсации платы за жилищно-коммунальные услуги и энергоносители, обслуживание и эксплуатацию автомобильного транспорта, других поощрительных мер, а также содействия повышению уровня профессиональных знаний и практических навыков таких работников;
7) развитие необходимой телекоммуникационной инфраструктуры, включая обеспечение учреждений здравоохранения, а также врачей общей практики — семейных врачей и врачей других специальностей, которые оказывают первичную медицинскую помощь и зарегистрированы как физические лица — предприниматели и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, а также заключили договор о медицинское обслуживание населения с соответствующим распорядителем бюджетных средств, в сельской местности современными телекоммуникационными технологиями (широкополосным доступом к сети Интернет с гарантированной пропускной способностью, необходимым программным обеспечением, компьютерным и другим оборудованием) с целью внедрения функционирования электронной системы здравоохранения, электронных рецептов, организации оказания первичной, вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи и медицинской реабилитации с применением телемедицины;
8) развитие транспортной инфраструктуры, создание условий для применения авиационных, водных, автомобильных специальных и специализированных санитарных транспортных средств, в том числе оборудованных реанимационными средствами, для оказания медицинской помощи в сельской местности;
9) привлечение инвестиций в развитие медицинского обслуживания в сельской местности, содействие расширению государственно-частного партнерства и осуществлению благотворительной деятельности в сфере охраны здоровья;
10) содействие действенной просветительской работе среди населения относительно активной социальной ориентации на здоровый образ жизни путем формирования традиций и культуры здорового образа жизни, престижа здоровья, привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом для сохранения здоровья и активного долголетия.
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности
1. Кабинет Министров Украины с целью повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности обеспечивает:
1) реализацию политики в сферах здравоохранения и регионального развития по повышению доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности;
2) разработки и выполнения государственных целевых программ, стратегий, направленных на повышение доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности;
3) создание экономических, правовых и организационных механизмов, стимулирующих эффективную деятельность, направленную на повышение доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности;
4) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению материально-технической базы и других условий, необходимых для повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности;
5) содействие развитию медицинского обслуживания в сельской местности, совершенствование сети учреждений здравоохранения;
6) координацию деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по повышению доступности медицинского обслуживания в сельской местности;
7) осуществление иных полномочий в соответствии с законом.
2. Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, с целью повышения доступности медицинского обслуживания в сельской местности:
1) готовит предложения относительно определения приоритетных направлений развития медицинского обслуживания в сельской местности, разрабатывает и организует выполнение государственных целевых и других программ, направленных на повышение доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности;
2) обобщает практику применения законодательства о здравоохранении, в том числе по повышению доступности медицинского обслуживания в сельской местности, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Кабинета Министров Украины;
3) осуществляет мониторинг состояния здоровья населения, деятельности и ресурсного обеспечения учреждений здравоохранения в сельской местности;
4) обеспечивает в пределах компетенции нормативно-правовое регулирование вопросов повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности;
5) утверждает нормативы нагрузки медицинских работников в сельской местности;
6) координирует в пределах компетенции осуществление мероприятий, направленных на повышение доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности;
7) осуществляет другие полномочия в соответствии с законом.
3. Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную региональную политику, с целью повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности:
1) осуществляет в установленном порядке мониторинг социально-экономических и иных показателей развития сельских территорий, разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на комплексное развитие таких территорий, и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины соответствующие предложения;
2) участвует в разработке и выполнении при участии других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления программ, направленных на повышение доступности медицинского обслуживания в сельской местности;
3) разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на развитие медицинской инфраструктуры в сельской местности, и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины соответствующие предложения;
4) осуществляет градостроительный мониторинг на государственном уровне при планировании инфраструктуры учреждений здравоохранения, утверждает требования и образцы по проектам повторного использования для учреждений здравоохранения в сельской местности;
5) принимает в пределах компетенции участие в осуществлении мероприятий, направленных на повышение доступности медицинского обслуживания в сельской местности;
6) проверяет в пределах полномочий, предусмотренных законом, соблюдения нормативных документов и нормативов исчисления стоимости строительства учреждений здравоохранения в сельской местности сооружаются с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, кредитов, предоставленных под государственные гарантии;
7) осуществляет другие полномочия в соответствии с законом.
4. Местные государственные администрации с целью повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности осуществляют:
1) определение путей повышения уровня доступа медицинского обслуживания в сельской местности в пределах административно-территориальных единиц;
2) содействие учреждениям здравоохранения в создании механизма рационального использования финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов;
3) содействие реализации мероприятий по обеспечению доступа учреждений здравоохранения в сельской местности к сети Интернет;
4) иные полномочия в соответствии с законом.
5. Органы местного самоуправления с целью повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности:
1) обеспечивающие развитие и совершенствование сети учреждений здравоохранения, осуществляющих мероприятия по повышению доступности и качества медицинского обслуживания с учетом географических особенностей и потребностей населения;
2) решают в установленном порядке вопрос об обеспечении медицинских и фармацевтических работников жильем, служебным транспортом, надлежащими условиями труда, стационарным и мобильным связью, мобильной компьютерной техникой и программными продуктами, профессиональной литературой и периодическими медицинскими изданиями, в том числе электронными;
3) внедряют дополнительные стимулы для привлечения на работу высококвалифицированных медицинских работников путем внедрения мотивационных пакетов, которые могут включать, в частности, внеочередное бесплатное выделение земельных участков, содействие в получении кредитов, в том числе льготных, и субсидий для строительства или приобретения жилья, оказание помощи владельцам квартир (домов) в их обслуживании и ремонте, компенсацию платы за жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, обслуживание и эксплуатацию автомобильного транспорта, оплату за обучение в интернатуре, повышение квалификации, в том числе за рубежом, дополнительную оплату труда, другие поощрительные меры по проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, вакцинации пациентов или дополнительные финансовые поощрения;
4) содействуют реализации мероприятий по обеспечению доступа учреждений здравоохранения в сельской местности к сети Интернет;
5) определяют потребности территориальных общин в медицинских работниках и вносят в установленном порядке предложения по согласованию с местными государственными администрациями относительно формирования заказа на подготовку, повышение квалификации таких специалистов;
6) заключают договоры по подготовке специалистов медицинского профиля с учетом потребности в таких специалистах в территориальных общинах;
7) осуществляют другие полномочия в соответствии с законом.
Статья 6. Основы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения с общественностью по развитию здравоохранения в сельской местности
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения взаимодействуют с общественностью при решении вопросов улучшения медицинского обслуживания в сельской местности, в частности совершенствование сети учреждений здравоохранения, обеспечивающих медицинское обслуживание в сельской местности, улучшение материально-технической базы таких учреждений.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления могут привлекать общественность к рассмотрению вопросов по повышению доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности, в частности путем проведения общественных слушаний с участием жителей соответствующей сельской местности, конференций, форумов, круглых столов, собраний, встреч (собраний), заседаний общественных советов, других вспомогательных органов, образованных при этих органах. Результаты проведения таких мероприятий учитываются при принятии решений и в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения предоставляют общественности в установленном порядке доступ к объективной информации о построении и функционировании системы здравоохранения в сельской местности, права и обязанности граждан.
Статья 7. Организационное и материально-техническое обеспечение медицинского обслуживания в сельской местности
1. Медицинское обслуживание в сельской местности обеспечивают учреждения здравоохранения, в том числе центральные районные больницы, центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи, фельдшерско-акушерские/фельдшерские пункты, амбулатории, медицинские пункты, медицинские кабинеты, мобильные медицинские кабинеты, аптечные пункты, а также врачи общей практики — семейные врачи и врачи других специальностей, которые оказывают первичную медицинскую помощь и зарегистрированы как физические лица — предприниматели и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, а также заключили договор о медицинское обслуживание населения с соответствующим распорядителем бюджетных средств.
С целью повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности предоставители медицинских услуг, указанные в абзаце первом настоящей части, применяют телемедицину для привлечения к оказанию медицинской помощи врачей-консультантов из учреждений здравоохранения, обеспечивающих предоставление вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной), экстренной, паллиативной медицинской помощи, медицинской реабилитации.
2. Кабинет Министров Украины определяет порядок и критерии обеспечения за счет средств государственного бюджета учреждений здравоохранения в сельской местности оборудованием и транспортными средствами, необходимыми для медицинского обслуживания населения, в частности:
1) современными компьютерными и телекоммуникационными технологиями и средствами для обеспечения функционирования электронной системы здравоохранения, организации медицинского обслуживания в сельской местности с применением телемедицины, электронных рецептов, совместимости медицинских информационных систем учреждений здравоохранения, обеспечивающих оказание первичной медицинской помощи с медицинскими информационными системами учреждений здравоохранения, обеспечивающих предоставление вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, а также с информационными системами аптечных учреждений;
2) медицинским оборудованием для первичного обследования, портативными телемедицинскими диагностическими средствами для дистанционного сбора и передачи информации о показателях деятельности (физиологические параметры организма пациента, оборудованием и инструментарием для оказания неотложной помощи, малых хирургических вмешательств, отоларингологического, офтальмологического, гинекологического осмотра, оборудованием и инвентарем для лабораторной диагностики и забора биоматериалов, в том числе мини-лабораториями, инвентарем, препаратами и материалами для взятия анализов и диагностики, специальным оборудованием для стерилизации и дезинфекции медицинских изделий, а также для надлежащего хранения лекарственных средств и медицинских изделий, их транспортировки;
3) современным ультразвуковым, рентгенологическим, стоматологическим, эндоскопическим, ерготерапевтичним, физиотерапевтическим (для электро-, свето-, водо-, теплолечение), компьютерным и другим оборудованием, медицинской мебелью;
4) авиационными, водными, специальными автомобильными и специализированными санитарными транспортными средствами, в том числе оборудованными реанимационными средствами, и служебными транспортными средствами.
Статья 8. Финансирование мероприятий по повышению доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности
1. Финансирование мероприятий по повышению доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности осуществляется за счет:
1) средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном законом;
2) средств местных бюджетов;
3) грантов, подарков, благотворительных взносов и пожертвований, других видов благотворительности;
4) средств международных организаций;
5) других источников, не запрещенных законодательством.
2. Государство гарантирует полную оплату за счет средств государственного бюджета предоставление гражданам медицинских услуг, в том числе с применением телемедицины, предусмотренных программой государственных гарантий медицинского обслуживания населения, в порядке, определенном законом.
Раздел II
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
2. Внести изменения к таким законам Украины:
1) в Основах законодательства Украины о здравоохранении (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., № 4, ст. 19 с последующими изменениями):
а) часть первую статьи 3 дополнить с учетом алфавитного порядка термином следующего содержания:
«телемедицина — комплекс действий, технологий и мероприятий, применяемых во время оказания медицинской помощи с использованием средств дистанционной связи для обмена информацией в электронной форме»;
б) часть первую статьи 6 дополнить пунктом «л» такого содержания:
«л) информирование о доступных медицинские услуги с применением телемедицины»;
в) дополнить статьей 35-6 следующего содержания:
«Статья 35-6. Оказание медицинской помощи с применением телемедицины
Медицинская помощь с применением телемедицины предусматривает возможность предоставления пациенту медицинских услуг по консультированию, диагностики, лечения с использованием средств дистанционной связи в виде обмена информацией в электронной форме, в том числе путем передачи электронных сообщений, проведение видеоконференций.
Медицинская помощь с применением телемедицины предоставляется с целью обеспечения пациенту своевременного доступа к медицинской помощи надлежащего качества, в том числе если расстояние и время являются критическими факторами ее предоставления.
Оказание медицинской помощи с применением телемедицины обеспечивают учреждения здравоохранения или физические лица — предприниматели, зарегистрированные и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.
Оказание медицинской помощи с применением телемедицины осуществляется путем телемедицинского консультирования, телемедицинского консилиума, телеметрии, домашнего телеконсультирования, выполнение медицинских манипуляций и операций.
При проведении телемедицинского консультирования, телемедицинских консилиумов, телеметрии, домашнего телеконсультирования, выполнение медицинских манипуляций и операций с помощью электронных и программных средств может проводиться их запись, в том числе аудио-, видео-, а также запись параметров медицинского оборудования в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.
Порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицины определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере охраны здоровья»;
2) часть вторую статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., № 24, ст. 170) дополнить словами «а также в отношении дополнительного финансового поощрения и обеспечения служебным жильем и служебным транспортом работников здравоохранения, работающих в сельской местности».
3. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня опубликования этого Закона:
подать на рассмотрение Верховной Рады Украины законодательные предложения, направленные на установление дополнительных социальных гарантий медицинским и фармацевтическим работникам, работающим в сельской местности;
обеспечить разработку и реализацию государственных целевых программ, предусмотренных этим Законом;
принять в установленном порядке меры для обеспечения доступа учреждений здравоохранения в сельской местности к сети Интернет;
проработать вопрос оплаты услуг владельцам транспортных средств, которые могут привлекаться для оказания медицинского обслуживания в сельской местности;
принять в установленном порядке меры по обеспечению проезда транспортных средств в учреждения здравоохранения в сельской местности;
принять нормативно-правовые акты, вытекающие из настоящего Закона;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить принятие, пересмотр министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить программы обеспечения служебным жильем и служебным автотранспортом медицинских работников, работающих в сельской местности.
Президент Украины |
П.ПОРОШЕНКО |
м. Киев |