Врач начинает «сгорать» уже на студенческой скамье – Medical guidelines and news
Гепатит, Гепатит С, В, Ф, вич, спид, новости, медичина, корона, короновирус
2267
post-template-default,single,single-post,postid-2267,single-format-standard,bridge-core-2.6.8,qode-page-transition-enabled,ajax_fade,page_not_loaded,,side_menu_slide_from_right,transparent_content,qode-theme-ver-25.3,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-6.6.0,vc_responsive,elementor-default,elementor-kit-11813,aa-prefix-advads-,aa-disabled-bots
 

Врач начинает «сгорать» уже на студенческой скамье

Врач начинает «сгорать» уже на студенческой скамье

Синдром эмоционального выгорания у студентов-медиков

Сегодняшний мир совсем не похож на тот, в котором жили наши бабушки и дедушки. Стрессоустойчивость – первое требование, а не, скажем, доблесть и хорошие манеры. Ежедневный турборежим, подразумевающий конкурентоспособность, терпение, выносливость. Высокие требования вот современных работодателей, постоянные изменения и достижения в сфере технологий, распространенность и могущество рекламы; интенсивность развития событий, несоответствующая времени, которым может располагать человек. Даже самый стойкий «оловянный солдатик» начнет плавится по краям.

Студенты – как раз та категория людей, которые особенно подвержены всем вышеуказанным факторам, да еще ко всему, многие вещи не зависят от них, а это самое сложное: не контролировать ход событий самостоятельно. А если учесть тот факт, что к периоду студенчества, становление личности еще не прекращается, а специфика обучения ломает и рихтует «под себя», то можно сделать выводы, что обучение в ВУЗе — практически испытание, а не просто период жизни, благодаря которому люди получают знания, а в последующем – профессию.

«Синдром выгорания», о котором сегодня так много говорится, не просто термин. Он подразумевает серьезную деформацию личности, которая не способна адекватно принимать решения, живет с чувством полного опустошения и беспомощности. В основном, он применяется к людям, работающим на работе с большой психоэмоциональной нагрузкой (чаще это большой коллектив и большая ответственность). А как насчет студентов? Условия, пожалуй, вполне способствуют. Но, почему-то этот факт не учитывается вообще.

Врач начинает «сгорать» уже на студенческой скамьеНеобходимо четко понимать, что в медицинском ВУЗе не учат гвозди забивать, так какого поглощения знаний можно ожидать от того, кто хочет единственного, чтобы его оставили в покое, и уехать куда-то в деревню, к бабушке? Должна осуществляться профилактика, так как на «лечение» точно не хватит ни времени, ни ресурсов.

Синдром прогрессирует постепенно: потеря эмоций, чувств, желания что-либо учить, познавать, вникает, ощущение утраты энергии, истощенности, сильной усталости, а точнее – потеря полной физической и умственной трудоспособности. Об удовлетворении от процесса обучения или работы не идет и речи.

Это типичная защитная реакция человека на психоэмоциональную нагрузку, стресс. Проблеме эмоционального выгорания посвящено много работ и исследований (в основном учеными США), так как тема чрезвычайно актуальна в наше время. Такая беда чаще приключается с людьми с профессиями, категории «человек-человек», либо с теми, для кого общение с людьми является стрессом, а эта обязанность периодически возникает в процессе выполнения работы.

Принципы терапии хронического антрального гастрита

Понятие «выгорание» используется не просто так. Некоторые психологи считают, что симптомы, через которые проходит человек, производит к необратимым изменениям то ли в его мировоззрении, то ли в личности. Необратимость, конечно, можно уверенно опровергнуть, так как полной утраты эмоций и трудоспособности (навсегда), к счастью, не случается. Но, из-за этого патологического состояния, действительно могут меняться личностные черты человека. К примеру, взамен на ярко выраженное стремление помогать и спасать, приходит «врачебный цинизм», о котором так любят говорит пациенты.

Синдром эмоционального выгорания диктует следующие явления:

  • Психологические изменения в человеке:
  • Поведенческие реакции;
  • Отсутствие мотивации;
  • Эмоциональные нарушения;
  • Снижение стремления к познаванию, концентрации внимания, памяти.
  • Психосоматические расстройства:
  • Головные боли;
  • Сердцебиение;
  • Скачки артериального давления;
  • Приступы паники;
  • Депрессивные состояния.

Что будет преобладать у каждого из группы риска? Все зависит от личностных особенностей человека. Конечно же, оба варианта неприемлемы для активной, социальной единицы общества.

Рассмотрим нарушения подробнее:

  1. Физические:
  • Физическая усталость;
  • Истощение;
  • Набор или потеря веса;
  • Бессонница и/или кошмары;
  • Одышка;
  • Расстройства ЖКТ: диарея, тошнота, рвота;
  • Тремор, озноб;
  • Обострение хронических заболеваний, появление аллергических реакций.
  1. Эмоциональные:
  • Безразличие;
  • Черствость/наплевательское отношение к себе и/или окружающим;
  • Пессимизм;
  • Чувство беспомощности, безнадежности;
  • Злость, агрессивный настрой ко всем;
  • Чувство тревоги, беспокойства;
  • Нарушение концентрации внимания, сосредоточения;
  • Приступы истерики, паники;
  • Чувство вины;
  • Потеря стимула, авторитетов, мотивации;
  • Явления деперсонализации.
  1. Поведенческие:
  • Импульсивное поведение;
  • Склонность к употреблению алкоголя, наркотиков;
  • Табакокурение (особенно, если человек раньше не курил);
  • Постоянное желание уйти от ответственности, увильнуть от нагрузки, нежелание работать привычное количество часов (не редко такие студенты просто уходят из последней лекции, не имея сил досидеть ее).
  1. Интеллектуальные:
  • Потеря интереса к изучаемому;
  • Избегание творческого подхода в работе, альтернативных решений;
  • Чувство апатии, тоски, скуки;
  • Потеря интереса к жизни в глобальном смысле;
  • Предпочтение «классике» перед творчеством;
  • Избегание курсов, дополнительных занятий, тренингов.
  1. Социальные:
  • Пониженная активность;
  • Отсутствие какой-либо инициативы;
  • Потеря интереса даже к хобби, любимым занятиям;
  • Страх и одновременное стремление изоляции от окружающих.

Большое количество комплексов и низкая самооценка значительно усугубляю ситуацию. Неуверенность в себе, низкая мотивация, высокая слышал и склонность к сверхпереживанию/волнению, только способствуют формированию синдрома эмоционального выгорания.

Клинический случай: периферические отеки у пациента с гепатитом С

Работа, которая диктует монотонность во всем, четкие сроки, прогнозированные отчеты и собрания, исключает творческий подход, «бонусы», мотивацию, превращает жизнь работника в гомогенную массу серых будней, которая словно воронка, затаскивает из в царство эмоциональной серости… Или же напротив: сверхнапряжение и частые конфликты, способны приводит к аналогичным результатам. Отсутствие карьерного роста, реализации своего потенциала, отсутствие уважения и понимания в коллективе – отличная почва для формирования СЭВ.

Синдром эмоционального выгорания состоит из:

  1. Эмоционального истощения (чувство опустошения и истощения ресурсов трудоспособности из-за обучения/работы);
  2. Деперсонализация. Человек теряет себя, перестает уважать себя и тех, кто выполняет аналогичную работу;
  3. Редукция собственных достижений (в учебе/работе). Снижает собственную значимости в достигнутых результатах, теряет способностью объективной оценки собственных успехов.

Нету однозначного «сценария» для течения данного патологического состояния. И тем не менее, выделяют условную закономерность последовательности возникновения симптомов:

  • Ощущение повышенного напряжения, тонуса;
  • Резистенция (избирательная, необъективная реакция на некоторые события, людей);
  • Истощение (указанные ранее психоэмоциональные проблемы, деперсонализация.

 

Вполне очевиден тот факт, что правильная организация процесса обучения, будет полноценной профилактикой развития синдрома эмоционального выгорания.

Желание контролировать высокие оценки, а не уровень знаний, чаще производит к развитию СЭВ, спустя, так называемые «заучки» – первые в группе риска. Но самые посредственные «случайные студенты вуза», также быстро истощаются, так как обучение им в тягость, оно превращает жизнь в обязательство и рутину.

Врачи и студенты-медики в группе риска по развитию синдрома эмоционального выгорания, а это прямая дорога не только к появлению и росту врачебных ошибок, но и к серьезным личностным проблемам человека-врача.

Большую роль играет стиль педагогического общения, стиль обращения, поведения по отношению к студентам с разными типами личности. И хотя, конечно же, времени отводится не так много, чтобы на столько распознать характер каждого из группы, но все же, опыт позволяет достаточно быстро формировать более или менее четкое представление.

Спустя демократичность, правильная мотивация, совместная исследовательская деятельность, пониженный или, наоборот скрупулезный контроль выполнения задач, и наконец смешанные подходы в общении с разными студентами, способны творит чудеса.

А главное, это будет способствовать развитию и становлению настоящих профессионалов, к которым мы так хотим ходит на консультации.

 

Тегисиндром выгорания