25 Июн V Научно-практическая школа по вопросам аутизма
Резюме. 10-12 июня состоялась научно-практическая конференция по вопросам аутизма, при которой рассматривались актуальные вопросы детской нейропсихиатрии. Отдельное внимание было уделено психосоциальным и образовательным вмешательством при аутизме, основанные на принципах научной доказательности и достижениях современной нейропсихофармакологии.
Расстройства аутистического спектра (РАС) у детей распространены в 43% детской популяции в возрасте 12-18 лет и принадлежат к ведущим факторов психических расстройств взрослых. Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 50% случаев расстройств, отмечают в течение жизни, дебютируют в возрасте до 14 лет. Учитывая основную проблематику РАС, которая заключается в негативном влиянии на социальную интеграцию индивидуума, тяжесть аутистического расстройства определяется не по уровню интеллекта, а по уровню адаптированного функционирования человека. В отличие от традиционных представлений, аутизм не является детским расстройством. Оксана НазарК.м.н., врач-невролог, напомнила, что согласно обобщенным актуальными рекомендациями аутизм определяется по определенным признакам и принадлежит к пожизненным состояний. Несмотря на неопределенность этиологических факторов РАС, пока основное внимание уделяют генетическом фактора, который активируется вследствие мутации генов. Приобретенный клинический опыт свидетельствует о высокой частоте РАС и соматической врожденной или приобретенной патологии, в частности с синдромом Ретта и Туберозный склерозом. В группу риска аутизма относят детей с ранними проявлениями депрессии (4-8%, преимущественно девочки). Учитывая трудоемкость диагностики, на первый план выходит предоставления качественной помощи пациентам с РАС.
Глобальной целью терапии РАС является развитие и улучшение социального взаимодействия, а основным методом остается метод психоосвиты. Эффективность продемонстрировала поведенческая терапия, особенно такие ее виды, как АБ-терапия, teach-терапия, сенсорно-интегративная терапия. С целью улучшения приобретение навыков самообслуживания, коммуникации со сверстниками, развития моторики к лечению рекомендуется привлекать эрготерапевт и физического терапевта. Эффективность пищевых добавок или диетического вмешательства остается недоказанной.
Сейчас в Украине для детей старше 3 лет с заболеваниями нервной системы или дисфункцией опорно-двигательного аппарата действует пакет реабилитационных мероприятий. На первом этапе реабилитации определяют реабилитационный диагноз, который приводит объемы реабилитационного исследования пациента. В частности, диагноз отражает все аспекты функционирования лица и закладывает основу глобальной, краткосрочной и долгосрочной цели реабилитации.
Реабилитационный комплекс избирается на основе определения дисфункции по критериям Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья ВОЗ [1]. Продолжительность и количество реабилитационных услуг зависят от степени сохранности функциональности ребенка и остаются на усмотрение врача. Мониторинг эффективности реабилитационных мероприятий позволяет разделить весь курс на циклы и установить конкретную краткосрочную цель. Реабилитация длится 3-6 мес.
В рамках оказания амбулаторной помощи в конце каждого цикла рекомендуется обследование с целью определения дальнейших действий и целесообразности дальнейшего наблюдения, количества консультаций того или иного специалиста и избежания чрезмерного финансовой нагрузки. На консультацию к педиатру, психиатру или неврологу направляет семейный врач.
Алла Петрив, Врач-психиатр детского КЗ «ЛОР Львовского областного психоневрологического диспансера», продолжила освещение проблематики аутизма у детей, подробно остановившись на признаках сенсорной дезинтеграции, которые часто воспринимаются родителями и специалистами психологической помощи как поведенческие проблемы. Исследования и выявления сенсорных нарушений наряду с исследованием интеллекта у детей с недостатками нейророзвитку направлены, прежде всего, на создание инклюзивных условий в дошкольном или школьном учреждении.
Современному подходу к ведению пациентов с РАС посвятила доклад Юлия Пакулова-ТроцкаК.м.н., доцент кафедры педиатрии № 1 Львовского национального медицинского университета им. Д. Галицкого. Поделившись своим опытом воспитания сына с РАС, докладчик рассмотрел проблему коррекции РАС с двух сторон — как врач, и как мама. По мнению Ю. Пакулова-Троцкой, низкая настороженность врачей первичного звена связана с информационным шквалом по аутизма, который наблюдается последние десятилетия, и с высокой частотой сопутствующих соматических заболеваний. Учитывая факт сенсорной дезинтеграции на фоне проблем с вербализацией ощущение у детей с РАС, обеспечения безопасности для ребенка во время приема позволяет выявить сенсорные нарушения. В случае подозрения на РАС следующим шагом будет рекомендация родителям пройти скрининг в онлайн-формате. При необходимости ребенка направляют в центр раннего вмешательства или в инклюзивный ресурсный центр, который оказывает помощь детям> 2 лет. При подозрении на РАС обязательна консультация психиатра. Согласно ведущих принципов деонтологии при сообщении родителям о выявленных признаках РАС рекомендуется пользоваться методом спирали Эрики Шухард (Erika Schuchard) или Калгари-Кембриджской моделью клинической беседы. Если выявлены негативные результаты, рекомендовано применение протоколов SPIKES.
Докладчик уделил внимание распространенности соматической коморбидности у детей с РАС, обратив внимание на высокую частоту дисфункции желудочно-кишечного тракта, клинических проявлений атопического марша, высокую частоту острых респираторных вирусных инфекций, вегетативных расстройств (головная боль, мигрень), воспаление среднего уха. Учитывая традиционно чрезмерное применение препаратов и пищевых добавок с психотропным действием, у детей с РАС по сравнению с популяцией отмечают высокую частоту побочных эффектов от применения лекарственных средств с преобладанием атипичных реакций на распространенные препараты. По актуальному вопросу эффективности диетического ограничения при аутизме, то, несмотря на доказанный факт связи аутизма с генетическими нарушениями, систематизировать их чрезвычайно сложно вследствие возникновения de novo у каждого следующего пациента, поэтому решение о выборе диеты должен рассматриваться после обследования ребенка и оценки пищевого рациона. Прививки у детей с РАС рекомендуется проводить согласно Национальному календарю прививок после обследования ребенка с целью исключения триггерного фактора.
О результатах предварительного исследования оценки роли вазопрессина и окситоцина в возникновении РАС сообщил Кшиштоф Вилчинський (Krzysztof Wilczyński), врач отделения психиатрии, психотерапии и нарушения развития больницы Иоанна Павла II., Г. Катовице, Польша. Исследование расстройств нейрогуморальной регуляции у пациентов с РАС вызывает клиническую интерес, поскольку гормон задней доли гипофиза окситоцин отвечает за увеличение количества ГАМК-рецепторов в центральной нервной системе, которые влияют на социальную и репродуктивное поведение человека. Однако полученные результаты исследования влияния окситоцина на клинические признаки РАС оказались противоречивыми, а эффективность от применения назального спрея с содержанием окситоцина не отличалась от эффекта плацебо [2].
Список использованной литературы:
- 1. ICF-based documential tools. http://www.icf-core-sets.org/.
- 2. Parker KJ, Oztan O., Robin A. et al. (2017) Libove Intranasal oxytocin treatment for social deficits and biomarkers of response in children with autism. PNAS, 114 (30): 8119-8124. doi.org/10.1073/pnas.1705521114.
.
[ad_2]