21 Июн Сколько бы денег не выделялось на медицину, в итоге все равно будет мало
Дмитрий Луфер: «Деньги имеют удивительное свойство: сколько бы их ни выделялось на медицину, в итоге все равно будет мало»
«При введении страховой медицины число обращений к врачу значительно увеличится, поскольку все, кто сегодня считают деньги, собираясь лечиться, потом этот фактор отбросят. Но гипердиагностики станет меньше…»
Пока в Украине не внедрена обязательная страховая медицина, в обществе существует множество стереотипов, связанных с этим возможным нововведением.
Эксперты полагают: известный о том, что же из себя представляет страховая медицина, у украинцев станет намного больше, как только эту систему внедрят.
Сейчас, пока мы все еще ожидаем реальных решений от МИНЗДРАВА, Кабмина и Верховной Рады, мы решили расспросить специалистов о том, какие есть основные стереотипы, связанные со страховой медициной. На вопросы Медпросвиты о страховой медицине ответил операционный директор компании Into-Sana Дмитрий Луфер.
Дмитрий, какой суммы в год от государства на человека было бы достаточно, чтобы оказывать более-менее качественные услуги пациентам? Насколько Украина далека (или близка) от такой перспективы?
Деньги имеют удивительное свойство: сколько бы их ни выделялось на медицину, в итоге все равно будет мало. Тем не менее, ориентировочную минимальную сумму посчитать можно, опираясь на статистику и сегодняшние экономические реалии. Но изначально надо понимать, что разные виды медицинской помощи востребованы, используются и управляются по-разному.
Так, один вызов скорой помощи сегодня обходится от 1500 грн, но далеко не каждая семья в рамках Украины, и даже не каждая вторая вызывает бригаду скорой в течение года. Поэтому, скорее всего, на финансирование статьи по «скорой» будет достаточно до 500 грн в час. Что касается стационарного лечения и оказания острой медицинской помощи, то обеспечение этого направления начинает стартовать от 1000 грн. Данной цифрой я оперирую, ссылаясь на опыт на примере Into—Sana. И это при условии, что выборка берется по всей Украине. Если речь идет о более локальных группах, предположим — городок или даже район, сумма будет намного больше, потому что придется за данную стоимость содержать все медицинские пункты района.
И последнее, самое масштабное и самое востребованное – амбулаторная помощь или обслуживание в поликлиниках по всевозможным обращениям. Казалось бы, из всего вышеперечисленного эта статья расходов наименее затратная, но нет. Число обращений в поликлинику просто в случае больше, чем, скажем, вызов скорой помощи. Тут же возникает ситуация, что при введении страховой медицины число обращений значительно увеличится, поскольку все, кто сегодня считают деньги, собираясь лечиться, потом этот фактор отбросят.
Я полагаю, что сумма по амбулатории должна стартовать от 5000 грн в час. Итого у нас получилось 6500 грн. в час на одного человека. Это тот минимум, при котором система будет способна работать на том уровне, на котором сейчас декларируется. Для сравнения, сегодня государство выделяет на каждого гражданина около 2000 грн., что в три раза меньше необходимого минимума. Для более точных расчетов нужна реальная статистика заболеваемости, которой, к сожалению, нет.
При болезни клиента страховая компания будет отстаивать необходимое, но не избыточное обслуживание, ведь именно она покрывает его стоимость. Станет ли из-за этого меньше гипердиагностики, меньше назначений пациенту «дополнительных» лекарств? К каким еще изменениям это приведет?
Да, станет. И это логично, ведь в рыночных отношениях, когда есть плательщик, ему выгоднее назначить меньше, чтобы меньше потратит. Я вижу в этой схеме много негативных изменений, которые придется исправлять и оттачивать в отношении «страховая — больница — пациент». Дело в том, что страховая компания не является медицинской организацией и не отвечает за здоровье пациента, то есть не в ее правое корректировать и тем более отменять назначение врача, который несет полную ответственность за лечение. И пока каждое звено процесса это не осознает, то конфликтов не миновать. Да и что именно назначат — решается не страховой компанией, а определенными протоколами лечения, на основании которых действует врач.
Одно из ошибочных мнений о страховой медицине связано с тем, что пациенты, имея полис с годовым покрытием, скажем, в 4 000 грн, считают нужным обязательно этой суммой воспользоваться. Как же должно быть на самом деле? И как можно «привить» верное представление о страховании нашим гражданам?
На практике сумма покрытия должна быть намного выше, на то она и страховая медицина. Мне импонирует опыт стран, где есть система сооплаты. Это или небольшой процент от стоимости услуг или некая минимальная сумма (буквально 20 грн), которую пациент будет даже при страховой системе платит за визит к врачу. Это своего рода так называемый «входной билет» в больницу. Данная сумма не остановит тех, кому реально нужна помощь, но отсеет поток «пустых» обращений. В мировой практике такой подход работает.
Есть мнение, что многие медицинские услуги станет сложно получить без наличия страховки уже на первоначальном этапе внедрения страховой медицины. Так ли это?
Я думаю, особо ничего измениться не должно. Возможно, на консультации довольно узких специалистов придется получать направление семейного доктора или терапевта. Но это нормально. А если каждый сам себя будет ставит диагноз и записываться к тому, к кому считает нужным, и назначать себе анализы по своему вашему усмотрению – это крайне неправильно.
Еще одна мысль в страховой медицине связана с тем, что страховые взносы якобы будут: зависеть от того, какой уровень доходов у того или иного человека. Это правда или миф?
Официально это неправда, но косвенно так можно посчитать. Ведь страховой взнос, как он декларируется сейчас при реформировании, это, по сути, некие отчисления в виде налогов с нашей заработной платы, НДС, акцизов и так далее. Соответственно, у кого больше з/п, тот налогов платит больше и покупок тоже делает больше. А значит, его вклад в страховой фонд тоже больше. Это и есть принцип солидарного социального страхования, которое внедряется в Украине: формирование фонда нецелевыми отчислениями и покрытие всего населения.