Разработан План мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией / СПИДом, туберкулезом и вирусными гепатитами – Medical guidelines and news
Гепатит, Гепатит С, В, Ф, вич, спид, новости, медичина, корона, короновирус
8516
post-template-default,single,single-post,postid-8516,single-format-standard,bridge-core-2.6.8,qode-page-transition-enabled,ajax_fade,page_not_loaded,,side_menu_slide_from_right,transparent_content,qode-theme-ver-25.3,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-6.6.0,vc_responsive,elementor-default,elementor-kit-11813,aa-prefix-advads-,aa-disabled-bots
 

Разработан План мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией / СПИДом, туберкулезом и вирусными гепатитами

Разработан План мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией / СПИДом, туберкулезом и вирусными гепатитами

Разработан План мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией / СПИДом, туберкулезом и вирусными гепатитами

Резюме. Соответствующий проект распоряжения Правительства вынесен на общественное обсуждение

МОЗ Украины вынесло на общественное обсуждение проект распоряжения Кабинета Министров Украины «Об утверждении Плана мероприятий на 2020-2023 годы по реализации Государственной стратегии в сфере противодействия ВИЧ-инфекции / СПИДа, туберкулеза и вирусных гепатитов на период до 2030 года».

Цель разработки проекту акта

Целью принятия проекту распоряжения Кабинета Министров Украины «Об утверждении Плана мероприятий на 2020-2023 годы по реализации Государственной стратегии в сфере противодействия ВИЧ-инфекции / СПИДа, туберкулеза и вирусных гепатитов на период до 2030 года» (далее — проект акта) является реализация Государственной стратегии в сфере противодействия ВИЧ-инфекции / СПИДа, туберкулеза и вирусных гепатитов на период до 2030 года, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 27 ноября 2019 № 1415-р «Об одобрении Государственной стратегии в сфере противодействия ВИЧ-инфекции / СПИДа, туберкулеза и вирусных гепатитов на период до 2030 года », в условиях реформирования системы здравоохранения, что позволит повысить эффективность медицинской помощи при ВИЧ-инфекции, туберкулеза и вирусных гепатитах в и с (далее — вирусных гепатитах), снижение смертности и инвалидности, повышение качества жизни пациентов и эпидемиями указанных инфекционных заболеваний в Украине.

Суть проекту акта

Определение четких задач и индикаторов выполнения к ним, ответственных исполнителей и необходимого финансирования по выполнению задач по реализации Государственной стратегии в сфере противодействия ВИЧ-инфекции / СПИДа, туберкулеза и вирусных гепатитов на период до 2030 года, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 27 ноября 2019 № 1415-р «Об одобрении Государственной стратегии в сфере противодействия ВИЧ-инфекции / СПИДа, туберкулеза и вирусных гепатитов на период до 2030 года».

Проблема, требующая решения

На сегодняшний день Украина занимает одно из первых мест среди стран Европейского региона по количеству ВИЧ-позитивных лиц, насчитывая, по оценочным данным 243 177 человек на начало 2019 года, более 40% из которых не знают о своем ВИЧ-статусе. Совокупная оценочная количество лиц, относящихся к группам повышенного риска инфицирования ВИЧ составляет почти 650 тыс. Человек соответственно. По оценкам национальных экспертов до 5% населения страны инфицированы вирусным гепатитом С и 1-2,5% — вирусным гепатитом В.

Существующая система эпидемиологического надзора за вирусными гепатитами и ограниченный доступ к услугам диагностики и лечения не позволяют в полной мере оценить уровень бремени этих заболеваний. С 2014 году Украина входит в пятерку мировых стран-лидеров по самым высоким показателем распространенности мультирезистентного туберкулеза. Среди впервые диагностированных лиц почти 28% сразу диагностируются с лекарственно-устойчивыми формами заболевания. То, что в Украине ежегодно своевременно не выявляют около четверти случаев заболевания, только вызывает дальнейшее его распространение среди населения.

Несмотря на определенные успехи Украины в преодолении эпидемии ВИЧ-инфекции в последние годы индикаторы Объединенной программы ООН по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС) ( «90-90-90») остаются недосягаемыми как на национальном, так и на региональных уровнях. Остается большой разрыв между оценочной количеством лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией и людьми, которые знают свой ВИЧ-статус.

Для скрининга населения на ВИЧ-инфекцию используют инструментальные лабораторные методы и быстрые тесты. Хотя большинство исследований в 2019 году было выполнено инструментальными методами (67%), однако объемы и результативность использования быстрых тестов в Украине ежегодно растут, поскольку их применение является важным компонентом улучшения каскада медицинских услуг в связи с ВИЧ-инфекцией. Среди приоритетных мероприятий в сфере тестирования — обеспечение информирования и тестирования партнеров лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией в учреждениях здравоохранения всех уровней и форм собственности и обеспечения сообщение партнера о результате тестирования. В течение последних лет в среднем в Украине выявляется около 23 тыс. Случаев ВИЧ-инфекции, а количество зарегистрированных случаев медленно растет и составляет 16 357 случаев в 2019 году.

Среди зарегистрированных и, соответственно, взятых в 2019 году под медицинское наблюдение лиц только треть — это случаи относительно недавнего инфицирования. В большинстве лиц диагноз ВИЧ-инфекции устанавливается уже после нескольких лет носительства ВИЧ-инфекции и иногда — уже на стадии клинических проявлений СПИДа. Одним из самых слабых элементов континуума услуг для лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией в Украине на протяжении многих лет был этап привлечения ВИЧ-позитивных лиц к системе медицинского наблюдения.

Ситуация по охвату контролем ВИЧ-позитивных лиц постепенно улучшается, однако остается ниже показателя в 90%. Так, в 2019 году уровень охвата контролем лиц с впервые в жизни диагностированной ВИЧ-инфекцией — 82,6%. Позднее установление диагноза ВИЧ-инфекции, заболеваемость СПИДом и смертность от болезней, обусловленных СПИДом, остаются проблемой на пути преодоления эпидемии ВИЧ-инфекции. Широкомасштабное расширение доступа к антиретровирусной терапии (далее — АРТ) и децентрализация услуг в целом способствуют увеличению продолжительности жизни и сохранению работоспособности ЛЖВ.

Однако наибольшую пользу имеет своевременное лечение. В случае поздней диагностики или отсроченного обращения за медицинской помощью лиц с известным ВИЧ-статусом эффективность назначенной АРТ снижается В 2019 году с ИV клинической стадией было взято на диспансерный учет 5134 ЛЖВ (32%). Согласно статистическим данным, у 59% лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией всех возрастных групп на момент установления диагноза ВИЧ-инфекции было установлено степень иммуносупрессии менее 350 кл / мкл, у 35% лиц — уровень клеток CD4 был меньше 200 кл / мкл . Выраженная иммуносупрессия приводит к росту показателя заболеваемости туберкулезом среди лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией. В 2019 году среди 17 тыс. Человек, живущих с ВИЧ-инфекцией, были взяты под медицинское наблюдение, в 20,3% (3456 человек) выявлен туберкулез в активной форме.

В октябре 2015 ВОЗ выпустила руководство по подхода «treat-all», в котором АРТ рекомендуется для всех лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, с любым количеством клеток CD4. Этот подход, широко известный как «Test and Start», позволяет пациентам получать АРТ сразу после установления диагноза ВИЧ-инфекции с целью улучшения результатов. Программы профилактики инфицирования ВИЧ-инфекции среди представителей ключевых групп (лиц, употребляющих наркотики инъекционно, секс-работников, мужчин, имеющих секс с мужчинами, трансгендерные люди) является одним из основных элементов стратегии преодоления ВИЧ-инфекции / СПИДа в Украине. Работа с представителями ключевых групп не ограничивается услугами по профилактике ВИЧ-инфекции, программы также включают профилактику вирусных гепатитов, инфекций, передающихся половым путем, меры по выявлению ВИЧ-инфекции и скрининг на туберкулез. За последние 15 лет ответа на эпидемию сформировалась национальная сеть ВИЧ-сервисных неправительственных организаций, в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения на высоком профессиональном уровне оказывают профилактические услуги ключевым группам населения на основе стратегии снижения вреда как наиболее действенного механизма вторичной профилактики ВИЧ-инфекции. Профилактика ВИЧ-инфекции среди указанных групп оказалась одним из самых уязвимых направлений национальной политики к предстоящим изменениям. Это связано с тем, что подавляющее большинство мероприятий, входящих в программы снижения вреда, были внедрены и развивались за счет международных доноров.

Государство в определенной степени способствовала развитию этих программ, в частности обеспечила формирование нормативно-правовых основ их реализации. Однако объем средств, выделяемых на это направление работы из местных бюджетов, был незначительным, а финансирование носило несистемный характер. В свою очередь, Украина взяла на себя ряд международных обязательств относительно ответа на эпидемию ВИЧ-инфекции. Особое внимание уделяется реформированию здравоохранения в части развития системы общественного здоровья, в частности интегрирования профилактических услуг в систему здравоохранения в контексте ВИЧ-инфекции как заболеваний, вызывающих значительный экономический и социально-демографический бремя на общество. В Украине, по оценочным данным, 1342418 человек болеют хроническим вирусным гепатитом С, под контролем находится 87269 человек, что составляет 6,5% оценочной количество человек. Вирусным гепатитом В, по оценкам экспертов, инфицированные 559341 человек, под контролем находится 23631 человек, то есть всего 4,2%. Темпы снижения заболеваемости, смертности от туберкулеза в Украине недостаточны для достижения глобальных целей по ликвидации туберкулеза к 2035 году в соответствии со стратегией ВОЗ «The END TB». В частности, за период 2015-2019 годов в среднем ежегодно заболеваемость туберкулезом в Украине снижалась на 3,9% (с 70,5 на 100 тыс. Населения в 2015 году до 60,1 на 100 тыс. Населения — в 2019 году). Абсолютное количество смертей от туберкулеза снизилась в среднем ежегодно на 7,1% (с 4602 в 2015 году до 3418 случаев — в 2019 году). Эффективность лечения туберкулеза в Украине ниже целевого показателя ВОЗ. По последним данным удельный вес успешного лечения пациентов с ликарськочутливим туберкулезом по данным когорты 2018 года превысила 70,4%, мультирезистентного туберкулеза по данным когорты 2017 — 51%, туберкулеза с широкой лекарственной устойчивостью — 34,3%. Таким образом, ситуация с туберкулезом в Украине требует усиления с тем, чтобы достичь необходимого результата в определенные сроки. Это требует комплексного подхода как со стороны медицинской отрасли, так и со стороны нормативно-правового регулирования, общественного и неправительственного сектора с разработкой соответствующих механизмов и инструментов реализации деятельности в этом направлении. В общем акт призван урегулировать ряд вопросов в сфере противодействия туберкулезу. В частности, планируется обеспечить разработку и реализацию региональных программ противодействия туберкулезу, изучение стигмы и дискриминации пациентов с туберкулезом и групп риска, совершенствование эпидемиологического надзора за туберкулезом, информирования населения по вопросам туберкулеза, доступности медицинской помощи, улучшение механизмов финансирования мероприятий противодействия туберкулезу, психосоциальной поддержки пациентов, привлечение неправительственного сектора, разработка утверждении порядка диагностики и лечения латентной туберкулезной инфекции, закупку расходных материалов для микробиологической диагностики туберкулеза и противотуберкулезных препаратов, улучшение показателей профилактики, выявления, диагностики и лечения туберкулеза. Внедрение современных подходов оказания медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ-инфекцией, больным туберкулезом и вирусными гепатитами требует обновления нормативной базы, оптимизации соответствующих лабораторных сетей, привлечения научных учреждений, предоставления комплексных услуг пациентам ключевых групп риска на основе общественного здоровья, внедрение межсекторального подхода к вопросам противодействия заболеванием, создание эффективной системы эпидемиологического надзора, внедрение информационных систем здравоохранения, разработка новых моделей финансирования системы и современную подготовку медицинских кадров. Решение указанных вопросов требует определения четких задач и индикаторов выполнения к ним, ответственных исполнителей, потребностей в финансировании, что и определяется проектом акта.

Присоединяйтесь к нам в Viber-сообществу, Telegram-канале, Instagram, на странице Facebook, а также Twitter, Чтобы первыми получать самые свежие и актуальные новости из мира медицины.

HCV.COM.UA- по материалам moz.gov.ua

.

[ad_2]