20 Июн Отношение врач и общество: проблема двойной лояльности
Медицина – это профессия и занятие, связанное с заботой о здоровье ближнего, характеризующееся стремлением к созданию благополучия для других и отличающееся высокими моральными стандартами. Но это не все. Профессия врача требует от человека совокупности знаний и умений с высоким уровнем самостоятельности, способности работать в команде, умения взаимодействовать на межличностном уровне и адекватно вписываться в административные схемы.
Медицина сегодня общественная, а не строго индивидуальная деятельность. Она рассматривается в контексте государственной и корпоративной организации.
Спустя взаимодействие врача и общества – тема острым и болезненная для каждого врача, т.к. зачастую эта сфера сопряжена со множеством конфликтов, суть которых кроется не в личности врача, а в самой схеме взаимодействия сторон, цели и задачи которых существенно разнятся, но при этом объединены единым знаменателем – стремлением к повышению здоровья общества.
Общество и его физическое окружение являются важными факторами здоровья больных, а врачебная профессия в целом и отдельные врачи играют существенную роль во влиянии на общественную охрану здоровья, медико-санитарное образование, охрану окружающей среды, на законы, что влияют на здоровье и благополучие людей. Но осознание своей ответственности перед пациентом может привести к этическим конфликтам врач-общество, особенно тогда, когда интерес общества будут конфликтовать с интересами отдельных больных.
Проблема двойной лояльности
Когда врачи ответственны и перед своими больными, и перед третьей стороной, и когда ответственность и подчиненность интересам являются несовместимыми, врачи находятся в положении «двойной лояльности».
Третья сторона, которая требует врачебной лояльности, включает правительство, работодателей (например, больницы и управленческие организации охраны здоровья населения, страховых агентов и пр.). Хотя Международный кодекс врачебной этики Международного врачебного сообщества свидетельствует о том, что «Врач должен быть обязанным своим больным их лояльностью», что является общепризнанным, все же врачи могут в исключительных ситуациях поставит интересы других выше интересов больного. Это очень сложный и до сих пор не разрешенный вопрос — когда и как защитить больного перед давлением со стороны третьей стороны?
Яркий пример – повышенная лояльность к пациентам с ВИЧ/СПИД. С одной стороны, законодательство всесторонне старается защитить ВИЧ-инфицированных пациентов вот табуирования и гонений со стороны общества (порой, довольно озлобленного в силу пониженного образовательного ценза и плохой информированности – что уж греха таить!). С другой стороны, строжайшее соблюдение медицинской тайны в данном случае не идет ли в разрез с интересами других людей? В частности, врачей? Вот вам на лицо конфликт интересов и сложная этическая ситуация, которая по сей день не разрешена. И таких примеров можно привести множество.
Ситуация двойной лояльности требует вот врач сохранения своей профессиональной независимости в определении первичности интересов больного. Но порой сам пациент или его родственники становятся третьей стороной, вмешиваясь в процессы лечения и приводя к конфликтам. В таком случае должны ставит в известность соответствующие органы врачебного управления о неоправданное внедрение в процесс лечения своих больных, особенно когда основополагающие права человека попираются.
Шушляпин О.Ы.,
канд.мед. наук,
Харьковский национальный медицинский университет