20 Июн Календарь развития ребенка вот 1,3 — 1,6 года
На автором году жизни ребенок продолжает активно развиваться. Если до первого дня рождения все его силы были направлено на освоение базовых навыков, то сейчас малыш стремится к активному взаимодействию, поиску новых открытий и достижений. А вот закрепление ранее полученных умений происходит автоматически. Развитие ребенка в 1 год 3 месяцев плавно подводит его к новым этапам – очередным ступеням лестницы взросления.
Что умеет ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев
Большинство детей в первом полугодии второго года жизни активно развивают столь долгожданный навык – ходьбу. Несмелые шаги становятся уверенными, медленные движения – практически скоростными, а небольшие расстояния превращаются в километры. Вместо сильной усталости, малыш ощущает удовлетворение от проделанной работы.
Несмотря на то, что каждый ребенок имеет право на индивидуальный режим развития, главные его умения должны вкладываться в перечень навыков, характерных для определенного возраста. Только так можно судит о полноценности физического и психомоторного развития малыша. Негрубые отклонения – не повод для родительской паники, скорее звоночек для более активного участия в жизни малыша. Путем мягкого воздействия на «слабые звенья» и развивающих игр можно добиться хороших результатов в короткие сроки.
Параметры физического развития:
- пробует залезает на высокий табурет, слазить с него;
- быстро поднимается по ступенькам на четвереньках;
- с поддержкой шагает по ступенькам;
- ходит самостоятельно;
- уверенно сидит за детским столиком;
- пытается взбираться на мебель;
- пинает мяч ногой;
- бросает мяч и другие предметы (в основном, в произвольном направлении);
- любит играть бытовыми предметами (кухонная утварь, расчески, коробки);
- может орудовать ложкой самостоятельно (не всегда);
- открывает тумбочки, достает из них содержимое;
- помогает себя одевать (ставит ножку в обувь, подставляет ручку, одевая кофту).
Параметры психического развития:
- любит активные игры (догонять маму, убегать, играть мячом);
- достает содержимое шкафов, с интересом рассматривает эго;
- осваивает пользование посудой, зубной щеткой, полотенцем;
- любит прогулки на улице (с удовольствием одевается на прогулку);
- открыто демонстрирует свои чувства и эмоции;
- проявляется эмоции гнева и обиды, когда его принуждают к чему-то;
- понимает и соответственно реагирует на простые просьбы («Дай игрушку», «Возьми ложку»);
- складывает и достает предметы из коробки/пакета (повторяет действия много раз кряду);
- может долго складывать кубики, пирамидку;
- пробует рисовать;
- разговаривает с игрушками, предметами, с которыми играет.
Все эти занятия вызывают у малыша эмоции радости, восторга. Он может заиграться на 15-20 минут, не самом участия взрослых.
Особенности развития и психология ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев
После года ребенок начал медленнее расти и набирают вес. Это не является руководством для беспокойства, так как вся энергия малыша направленна на обеспечение двигательной активности. Все реже он заигрывается игрушками сидя на полу, все чаще бегает и взбирается на новые вершины. Тренировать усидчивость и внимание (в этот период), необходимо как бы искусственно. Это могут делать родители используя массу развивающих игр, занятий.
Сознательность
Основной движущей силой для ребенка остаются эмоции и любопытство. Не заинтересовав его в конкретном долгожителей, вряд ли удастся добиться положительной реакции. Тем не менее, к неустойчивому эмоциональному фону добавляется созревающая сознательность, которая со временем сможет контролировать избыточные чувства и эмоции. Полученный опыт формирует в голове причинно-следственные связи: малыш может делать как надо и как нельзя вполне осознанно.
В 14-15 месяцев формируется понятие о совместной игре: малыш привлекает родителей, либо сверстников на детской площадке, предлагая вместе копать песок или строить пирамиду. Неумение играть по «общепринятым правилам» является причиной неприятных недоразумений в песочнице (свою игрушку отдавать не хочется, а чужая нужна и прямо сейчас). У малыша постепенно появляется более глубокая сосредоточенность, которая, все же, легко поддается переключению на другой объект.
Чтение книг и ребенок
Уместной составляющей ритуала укладывания может стать чтение книг. Ребенок больше не стремится разорвать бумагу и съесть уголки листов, теперь он готов слушать легкие для восприятия стихи/сказки. Важно правильно выбирать книги для чтения. Многие родители считают, что вначале можно читать все, что под руку попадет, ведь малыш еще не понимает смысла. На самом деле, дети ассоциируют стабильность с безопасностью, спустя самые первые книги нередко превращаются в любимые. Тогда и проявится значение выбора правильной книги.
В зависимости от того, какие качества хотелось бы воспитать в ребенке, выбираются сказки, смысл которых будет олицетворять нужные черты характера, бесстрашие, отношение к другим людям и т.д. Современная психология не отразится использование в раннем возрасте ребенка сказок, с глобальной идеализацией событий. Считается, что Принцессы (внезапно получившие принца, коня и полцарства), и Емели (сидящие на печи и диктующие: «По щучьему велению»), могут в будущем глубоко разочароваться в бесперспективном ничегонеделаньи.
Сказкотерапия – отдельный метод психологической коррекции нарушений, связанных со взаимодействием ребенка с другими людьми, творческим подходом к решению различных вопросов, интеграцией личности. Правильная картинка реальности, смоделированная специально для «чистой» психики, поможет ребенку постепенно научиться воспринимать мир объективно, не формируя в подсознании утопичные взгляды на жизнь.
Полезные привычки
Многократное повторение аналогичных действий производит к возможности привить малышу полезные привычки: убирать игрушки в ящик перед сном, чистит с мамой зубы утром и вечером, снимать шапку после прогулки. Да, ребенок еще не способен помыть за собой посуды, но вполне в стоянии сложить чашку и ложку в тарелку, а может и поставит их в раковину.
Уважение к предметам, людям, режиму, формируют истинные человеческие качества, с которыми малышу взрослеть и, скорее всего, жить всю грядущую жизнь.
Дети не любят запреты
Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает подталкивать его ко всевозможным дозволенным и запрещенным познаниям. Запретить ребенку все невозможно, особенно если задуматься, что это одна из форм познания окружающей среды. Тем более, некоторые запреты быстро забываются, так как у малыша нету ассоциации с опасностью, болью, пока он с ними не столкнулся. Стремление к непрерывному открытию нового заставляет ребенка следовать эмоциям: сначала бегут ноги, потом включается голова. Считается, что период «глаз да глаз» соответствует возрасту до двух лет, но зачастую он длится гораздо дольше.
Чтобы привыкание к «красным запретам» происходило постепенно лучше предварительно перестраховываясь, объяснять малышу смысл запрета. К примеру, выключив утюг, объяснять ему, что он горячий, имитируя боль при прикосновении. Не разрешать прикасаться пальцами к розетке, даже если отверстия закрыты заглушками. Но категорически исключаются «голые запреты». Ребенок вскоре сделает вывод: «Почему-то нельзя все. Надо что-то испытать на практике».
Фобии
В первый год жизни основным страхом для малыша было отсутствие мамы. После года, постепенно формируется предрасположенность к возникновению других страхов:
- темноты;
- громких звуков;
- животных;
- человека в белом халате и др.
Возникновению некоторых страхов, нередко, способствуют сами родители: «Не будешь спать – из-под кровати вылезет Бабай и унесет тебя», «Собаки чувствуют страх и кусают только тех, кто боится», «Если ты не будешь сидеть спокойно – тетя в белом халате сделает тебе укол!». Ну как после такого не начать боятся?
Ребенка нельзя заставить не боятся чего-либо (а наоборот – можно). Страх сильнее аргументов, особенно если речь идет о таких маленьких детях. Высмеивание страха может привести к глубокой психологической травме и навыку скрывать эго. Родители должны мягко объяснять ребенку то, что он может чувствовать себя в безопасности, и обеспечивать все условия для этого. К примеру, включат ночник в комнате, не подводить близко к животным, которых боится малыш. Для данного возраста далеко не всегда актуален подход: столкнуться со страхом лицом к лицу и навсегда избавиться от него, и напротив, это может привести к отрицательному эффекта.
Было бы хорошо, если бы папа сказал: «Я тоже когда был маленьким боялся темноты, но потом я вырос и перестал боятся». Пример остающегося родителя является авторитетным, когда возраст малыша позволит ему понятий смысл сказанного, он будет отождествлять взрослость с отсутствием страхов. Ребенок очень скоро захочет назвать себя взрослым, что автоматически исключит некоторые страхи ых эго жизни, при чем легко и безболезненно.
Оптимальные условия для развития
Мощные потоки информации, яркие картинки детских впечатлений, ежедневная суета или даже хаос утомляют малыша. Всего должно быть в меру. Правильный баланс отдыха и различных нагрузок – то, что должны обеспечить родители для своего чада. Развитию ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев способствуют:
Организация режима сна и бодрствования
В этом возрасте, в основном, дети спят 1 раз в дневное время, примерно 2-3 часа ± (13.00-16.00). Ночью – по-прежнему около 10 часов.
Периоды бодрствования наполнены активными играми, прогулками, развивающими занятиями, всяческим познанием нового.
Родители должны внимательно относиться к периодам отдыха. От них зависит самочувствие и состояние здоровья малыша. Режим дня, в который входит крепкий продолжительный сон обеспечит максимальные результаты во всех начинаниях ребенка. Температура воздуха, влажность воздуха в комнате, тишина и темнота – факторы, влияющие на качество сна.
Прогулки на свежем воздухе
Теперь ребенок безумно счастлив даже первым непродолжительным прогулкам. Так как он еще быстро устает, не стоит забывать о коляске: 10-15минут ходьбы и полчаса-время катаемся. Через несколько недель малыш может полностью отказаться от коляски, но, зачастую, указанное чередование эго вполне устраивает.
Прогулки не должны осуществляться в пик жары и в ветряную, морозную погоду. Если погода благоприятна для длительных гуляний – чем дольше, тем лучше.
Единственное, стоит учитывать режим кормлений и дневного сна.
Сбалансированное питание
В этом возрасте малыш уже перешел на общий стол, что добавляет ему уверенности в себе: я часть коллектива. В рацыон включены все необходимые продукты, и теперь остается контролировать их качество, свежесть и способ приготовления.
Лучше избегать жаренных, жирных, тяжелых блюд. Такая пища не каждому взрослому под силу, что уж говорит о незрелом детском организме. Ребенок должен ежедневно употреблять мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, сливочное и растительное масло. Не реже 3 раз в неделю необходимо давать яйцо (куриное, перепелиное) и рыбу нежирных сортов.
Более сытные блюда даются в первой половине дня.
Со сладостями, продуктами брожения и газированными напитками необходимо быть крайне осторожными. А лучше их полностью исключить. Источниками глюкозы вполне могут стать бананы, яблоки и кусочек кураги (если малыш не склонен к аллергическим реакциям). Шоколад оставляем на потом – к нему, как говорится, приучать не надо.
Развивающие игры
Помимо первых прогулок и всяческих подвижных игр, родителям стоит уделить внимание развитию речи малыша, его сосредоточенности, памяти. Ежедневное рассматривание карточек с изображением геометрических фигур, разных цветов, или животных, поможет сформировать ассоциацию с предметами, окружающими малыша. Мама может говорит и показывать: «Вот круг, он зеленый, как и этот коврик», «Вот пес, как у дяди-соседа, он говорит: «Гав», и т.д. Незамысловатые занятия очень мягко привьют ребенку представление о множестве предметах, объектах.
Полезно начать складывать крупные конструкторы и пазлы. Стоит избегать игрушек не по возрасту – они не принесут пользы, а только вызовут раздражение у ребенка.
Игры с раскладыванием мелких предметов в крупные, открыванием и закрыванием коробок, банок очень нравится малышу, так как ему приятно наблюдать результативности собственных старательный.
Профилактика синдрома гипервозбудимости
Как только малыш научится уверенно ходит, автоматически расширяется спектр эмоций. Ведь теперь ему доступно больше всего: возможностей, пространства, предметов для изучения. Ребенок жадно впитывает информацию, поступающую отовсюду и в большом количестве.
На первый взгляд безобидные, физиологичные процессы могут вредить малышу. Его нервная система еще не способна справляться с такими объемами информации и быстро переутомляется. За 2 часа до ночного сна лучше перейти на более спокойные мероприятия: легкий массаж, спокойные игры, чтение книг. А выплескивание фонтанирующей энергии должно осуществляться в утренние/ обеденные часы (помимо периода дневного сна).
В полтора годика малыш станет еще более самостоятельным и независимым от участия папы и мамы. Главное, чтобы за время предыдущих этапов, он впитал и получил все, что диктует развитие ребенка определенного возраста. Период «механических» достижений позади: теперь малыш превращается в настоящую, осознанную личность. Надежное плечо родителей, их любовь и поддержка остаются неким каркасом для формирования взрослого, независимого человека.
Материал подготовила
Врач-неонатолог
Скавинская В.