20 Июн Информация о пациенте: когда и кому ее можно давать?
Врачебная тайна – один из аспектов медицинской практики, который вызывает очень много вопросов и сперічань.
Но существует определенная нормативная база и даже в случае, когда необходимость предоставления информации о пациенте здаєтться очевидной, разглашение информации может противоречить законам. А это означает, что как следствие, врач может получить серьйозные проблемы за нарушение законов.
Поэтому давайте разберемся, что делать в случае, когда в учреждение поступил запрос для предоставления информации для использования в суде.
Законом Украины «Об информации» от 02.10.1992 № 2657–XII предусмотрено, что к конфиденциальной информации о физическом лице относятся, в частности, данные о состоянии здоровья (ч. 2 ст. 11). Кроме этого определения, статьей 40 Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.1992 № 2801–XII (далее — Основы законодательства об охране здоровья) определен правовой статус врачебной тайны, в частности, что медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением профессиональных или служебных обязанностей стало известно о болезни, медицинском обследовании, осмотре и их результатах, интимной и семейный сторонах жизни гражданина, не имеют права разглашать эти сведения, кроме предусмотренных законодательными актами случаев.
В пункте 2 решения по делу относительно официального толкования статей 3, 23, 31, 47, 48 Закона Украины «Об информации» и статьи 12 Закона Украины «О прокуратуре» (дело К. Г. Устименко) от 30.10.1997 № 5-зп указано, что медицинская информация, то есть свидетельство о состоянии здоровья человека, историю его болезни, о цели предложенных исследований и лечебных мер, прогноз возможного развития заболевания, в том числе и о наличии риска для жизни и здоровья, по своему правовому режиму относится к конфиденциальной, то есть информации с ограниченным доступом.
То есть, учитывая указанное, медицинскую документацию о лицо может получить только непосредственно само лицо, которого это касается (ч. 1 ст. 285 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 № 435-IV; ГКУ), или ее представитель, на основании доверенности или договора о предоставлении правовой помощи (при условии, что копии указанных документов будут приобщены к запросу), а также родители (усыновители, опекун, попечитель) как законные представители ребенка (ч. 2 ст. 285 ГКУ).
Например, если адвокат или представитель одной из сторон судебного процесса, отправит до соответствующего медицинского учреждения запрос о предоставлении медицинской документации (копий документов медицинской карты, истории болезни, справок, выписок, истории посещения, результаты анализов и осмотров и т. п) по поводу другого лица (стороны-оппонента), он получит отказ, поскольку согласно части первой статьи 286 ГКУ и статьей 391 Основ законодательства об охране здоровья физическое лицо имеет право на тайну о состоянии своего здоровья, факт обращения за медпомощью, диагноз, а также о сведениях, полученных при ее медицинском обследовании.
Получение медицинской информации о пациенте третьими лицами возможно только, если в учреждение здравоохранения обратится суд с соответствующим требованием о предоставлении копий медицинской документации, при условии соблюдения порядка, предусмотренного частью первой статьи 137 Гражданского процессуального кодекса Украины от 18.03.2004 № 1618–IV (ГПКУ): в случаях, когда относительно получения доказательств у сторон и других лиц, участвующих в деле, есть сложности, суд по их ходатайству обязан истребовать такие доказательства.
Но и в таком случае заинтересованной стороне нужно привести доказательства, почему именно получение такой медицинской документации будет важным при рассмотрении дела. В судебной практике встречаются решения судей, которые как удовлетворяют ходатайство об истребовании копий медицинской документации, так и отказывают, ссылаясь на несущественность такой информации, отсутствие специального образования и знаний как у судьи, так и у сторон процесса для толкования записей, содержащихся в медицинской документации.
Если учреждение здравоохранения игнорировать требования суда, последний на основании части первой статьи 93 ГПКУ может вынести определение о временном изъятии этих доказательств для исследования судом.
Следует отметить, что в некоторых нормативных актах по вопросам охраны здоровья специально оговорены случаи предоставления определенной медицинской информации без согласия пациента. Так, например, согласно статье 6 Закона Украины «О психиатрической помощи» от 22.02.2000 № 1489–III допускается передача сведений о состоянии психического здоровья лица и оказании ему психиатрической помощи без согласия лица или без согласия его законного представителядля:
- организации предоставления лицу, страдающему тяжелым психическим расстройством, психиатрической помощи;
- производство досудебного расследования или судебного разбирательства по письменному запросу следователя, прокурора и суда.
Вывод
Согласно действующего законодательства Украины в случаях, предусмотренных законодательными актами, в том числе и на обращение и требование суда предоставить справку о посещение консультаций врачей, учреждение здравоохранения имеет право предоставить такую справку, а также любую другую медицинскую документацию, которой потребует суд. Во всех остальных случаях, в том числе и на адвокатские запросы, если адвокат не является представителем лица, в отношении которого запрашивается информация, учреждение здравоохранения не только имеет право, но и обязан отказать в предоставлении соответствующей информации и/или документов.
Нормативная база
- Гражданский кодекс Украиныот 16.01.2003 № 435-IV (с изменениями и дополнениями)
- Гражданский процессуальный кодекс Украиныот 18.03.2004 № 1618–IV (с изменениями и дополнениями)
- Основы законодательства Украины об охране здоров’явід 19.11.1992 № 2802–XII (с изменениями и дополнениями)
- Закон Украины «Об информации»от 02.10.1992 № 2657–XII (с изменениями и дополнениями)
- Закон Украины «О психиатрической помощи»от 22.02.2000 № 1489–III (с изменениями и дополнениями)
- Решение Конституционного Суда Украины по делу относительно официального толкования статей 3, 23, 31, 47, 48 Закона Украины «Об информации» и статьи 12 Закона Украины «О прокуратуре»