21 Июн Говорить, что реформа начнется в указанные сроки, невозможно
Реформа — это комплексные решения. И говорить о ее провал или успех, опираясь на отдельные результаты, — неправильно. Мы сможем оценить успех реформы только в отдаленной перспективе. Что до е-health, то для того чтобы сейчас говорить об ответственности, необходимо было заключить договор между МИНЗДРАВОМ и организацией. И не просо заключить с кем-то наугад, а провести тендер. В договоре должны быть полностью прописаны условия, кто отвечает, какой результат ожидается и в какие сроки.
Если все это незадокументовано — ответственных нет. Ответственные должны назначаться на конкурсной основе, а не на основе обещаний. Государственные службы не имеют права верить на слово. Если таких документов не существует, значит неправильно организован процесс. На каком основании какая-то конкретная организация была привлечена для реализации электронной системы здравоохранения? Без конкурса, непрозрачно от самого начала.
За последствия такого привлечения несут ответственность чиновники, которые приняли такую форму работы.
У меня возник еще один вопрос. До 31.12.13 реформа уже проводилась, тогда же создавался и был создан (хоть и не полностью) реестр пациентов. Там содержались те самые пресловутые персональные данные, включая данные паспортов и ИД. Кто оценил уже созданное? Где и у кого хранятся эти данные? Как обеспечивается защита персональных данных? Нет информации о том, что сейчас с этими данными, и нет качественной оценки выполненной работы и полученной информации.
Теперь мы вновь перерабатываем ту же работу и, предполагаю, можем столкнуться с теми же вопросами — как процесс осуществляется и что будет в перспективе?
Все должно быть закреплено в законах, а не в листах, декларациях и меморандумах.
А сейчас есть только 3 законы, которые непосредственно касаются реформы системы здравоохранения.
Это закон № 6327 о государственные финансовые гарантии оказания медицинских услуг и лекарственных средств, что касается изменения схемы финансирования ОС. Но есть закон, который юристы считают более важным — закон № 2309 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учреждений здравоохранения, который кратко называют законом об автономизации.
Также есть закон № 7117 о повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности.
Все. Больше законов не принято.
Каждый закон начинает полноценно действовать, когда прописаны все подзаконные акты. По данным законам необходимой сопроводительной нормативной документации нет, то есть они недееспособны.
Следовательно говорить, что реформа начнется в указанные сроки, — невозможно.
Это вопрос к государственным служащим, это зона их ответственности.
Но сейчас наша задача (медицинского сообщества и общества в целом) — не обвинять, а помогать. Если министерство готово к сотрудничеству, то в Украине достаточно грамотных специалистов, которые могут помочь в реализации реформ. Повторюсь: не нужно обвинять, нужно помогать!
Нам необходим грамотный профессиональный менеджмент, чтобы обеспечить эффективные долгосрочные изменения в системе, потому что мы все стремимся к положительным результатам, а не к процессу ради процесса.
Требовали реформ — пользуйтесь возможностями. Используйте доступные механизмы, а не обвиняйте оппонентов во всех смертных грехах.
Дмитрий Вернигор
Медицинский директор,
Вице-президент ПДМШ им. Николая Пирогова