Новости МОЗ

Поддержка семейной ориентированности в кризисные времена

1 Mins read

Резюме. 17 декабря 2020 состоялась IV Конференция по симейноориентованои медицины для детских больниц Украины при содействии Фонда Дом Рональда Макдональда и поддержке Агентства США по международному развитию.

Несмотря на две такие принципиальные события, как начало второго этапа медицинской реформы и пандемии COVID-19, прошедший год признано сложным этапом для детских больниц. Как увидеть в проблемах, возникших новые возможности? Что происходит с семейной медициной в условиях пандемии? Какие эффективные инструменты могут пригодиться при организации семейной медицины? Наиболее актуальные вопросы освещены ниже.

Адам Яллонек, Профессор Ягеллонского университета, почетный президент Фонда Дом Рональда Макдональда в Польше, в своем докладе уделил внимание путям минимизации эмоционального травмирования у детей во время госпитализации. Несмотря на то что ребенок с матерью составляют единую биологическую систему, последствия развода всегда отрицательные. Важность совместного пребывания матери и ребенка доказывают результаты длительного исследования, в котором установлено до 88% смертности младенцев в условиях детских домов [1]. Учитывая далеко не идеальные условия в лечебных учреждениях Украины педиатрического профиля, оптимальным вариантом можно считать организацию отдельной комнаты для общения матери и ребенка. Международный опыт доказал эффективность организации отделения однодневного лечения для быстрой диагностики в условиях пандемии. Такое отделение может служить локацией для проведения сортировки пациентов, предоставляет врачу возможность быстрого принятия клинического решения, значительно снижает риск возникновения инфекционных осложнений вследствие госпитальной инфекции и предотвращает антибиотикорезистентности. Противоречивым остается вопрос продолжительности пребывания маленьких пациентов в больнице. Решение о выписке базируется на клинико-лабораторных результатах и ​​остается на усмотрение врача. В любом случае привлечения к лечебной стратегии родителей способствует повышению эффективности лечения и усматривается рациональным.

Ирина СадовьякКандидат медицинских наук, общественный деятель, первый заместитель министра здравоохранения Украины, рассказала о конкретных шагах воплощение принципа взаимодействия с родителями на примере больницы Национальной детской специализированной больницы (НДСБ) “Охматдет”, где была открыта и успешно функционирует материнская комната. Успешность проекту вдохновила руководство заведения на создание по той же технологии еще одной материнской комнаты для родителей онкобольных. Остается дискуссионным вопрос организации реанимационных отделений в детских больницах и проведения премедикации. И. Садовьяк поделилась опытом больницы «Охматдет» в городе Львов, где путем создания коммуникативных шаблонов для родителей впервые был проведен открытость традиционно закрытых отделений интенсивной терапии. Приобретенный опыт дал успешные результаты решения проблем с проведением инвазивных медицинских процедур. С учетом наличия определенных эпидемиологических ограничений во время пандемии по формированию мультифункциональных команд, включающих родителей, помогает принятию принципиальных решений по лечебной стратегии тяжелобольного ребенка. Докладчик напомнила, что вопрос доступа родителей к медицинской документации решено и предусмотрено действующим законодательством.

Павел Сильковский, Врач-анестезиолог Ровенской областной больницы, рассказал, какой должна быть предоперационная подготовка ребенка, учитывая человечность как составляющую врачебной этики. Проведение премедикации у маленьких пациентов приводит к высокому уровню стресса. Одним из весомых факторов возникновения стресса у детей, проходящих лечение в хирургических отделениях, есть существенное ограничение лицензирования интраназальных и пероральных лекарственных форм в Украине. Кроме того, законом предусмотрено строгое соблюдение инструкции по применению препаратов. Одним из решений, направленных на снижение уровня премедикацийного стресса, может быть разрешение родителям сопровождать ребенка в предоперационной комнаты и проведения премедикации в их присутствии.

Андрей Виленский, Исполняющий временные обязанности председателя Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ), осветил вопросы финансирования медицинских услуг в сфере здравоохранения в условиях реформирования медицинской отрасли. В условиях дефицита правильное направление ресурсов является залогом успешности реформирования медицины, краеугольным камнем которой является доступность для населения качественной первичной медицинской помощи. Принцип «деньги за пациентом» используется как инструмент для создания здоровой конкуренции с целью улучшения комфорта во время пребывания пациента в медицинском учреждении. По этому же принципу НСЗУ стимулирует учреждения, которые предоставляют мобильную паллиативной медицине, создавая лучшие условия для паллиативной помощи.

Дарья Дмитриевская, Семейный врач, соучредитель Украинской ассоциации семейных врачей, рассказала об организации врачебной практики с помощью современных технических устройств. На первый план выходит умение пользоваться современными цифровыми технологиями, которые дают доступ к массивам новой информации и позволяют формировать лечебные стратегии на основе доказательной медицины. Кроме того, активное пользование электронными устройствами дает ответ на вопрос «Как семейному врачу набрать достаточное количество пациентов?». В амбулаторной практике на помощь приходят социальные сети, где врач имеет возможность презентовать себя как специалиста и личности. Обращаясь к личному опыту, докладчик отметил, что предпочитает Telegram-канала, который дает возможность пользоваться оперативным круглосуточным связью с пациентом и экономит время при базовых стереотипных вопросов о ходе острых инфекционных заболеваний. Как внедрить современные технологии в работу стационара? Медицинское учреждение становится ближе для пациента благодаря освещению в социальных сетях общих событий учреждения или конкретного отделения. Открытость в информационном пространстве способствует узнаваемости заведения, непосредственно влияет на стабильность потока пациентов. В период эпидемиологических ограничений удобной как для врача, так и для пациента, оказалась технология Telegram-ботов, с помощью которой можно регулировать записи на консультации и обследования. В общем активное применение интерактивной связи формирует лояльность пациентов, испытывающих заботы и уважение на расстоянии. В зависимости от ресурсов и стратегии развития медицинского учреждения онлайн-репрезентацией больницы может заниматься как один специалист, так и инициативные врачи.

Владимир Жовнир, Заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, генеральный директор НДСБ «Охматдет», отметил, что привлечение родителей на втором и третьем уровне оказания медицинской помощи является предпосылкой сокращения периода лечения ребенка. Сотрудничество медицинского персонала с родителями – как наиболее заинтересованными лицами в скором выздоровлении маленьких пациентов – положительно влияет на атмосферу отделения и позволяет избежать перегрузки в условиях дефицита квалифицированного медицинского ресурса. В то же время соблюдение эпидемиологического режима улучшило условия совместного пребывания матерей и детей в больнице и позволило уделить персонализированную внимание пациентам и их родителям. Вопрос о возможности госпитализации ребенка с матерью решается путем получения отрицательного результата полимеразной цепной реакции и отсутствии респираторных симптомов и контактов с доказанными случаями COVID-19. До получения результатов тестирования каждый ребенок считается потенциально инфицированной.

Игорь Змислий, Главный врач КУ «Сумская областная детская больница», констатировал наличие конфликта между медицинским сообществом и пациентами вследствие интенсивного распространения средствами массовой информации негативных примеров из медицинской практики. Формирование атмосферы недоверия затрудняет привлечение семьи к лечению пациентов и создает атмосферу недоверия родителей к медицинскому персоналу. Выход из этой ситуации докладчик видит в активном налаживании диалога, без которого любое лечение неоптимальное. Использование мобильных приложений позволяет получить обратную связь с родителями и мотивировать врачей к внедрению принципов доказательной медицины в практической плоскости. Эффективной коммуникации помогает просвещение, которое проводят врачи, и улучшение условий пребывания пациентов в медицинских учреждениях.

Марьяна Возница, Директор Западного межрегионального департамента НСЗУ, раскрыла вопрос, как сделать фандрейзинг стратегическим. Цель фандрейзинга заключается в привлечении ресурсов, необходимых для реализации стратегических проектов заведения. Такой подход предполагает соответствие фандрейзинговых проекту стратегии развития больницы как минимум один год вперед. Фандрейзинговых проект стоит начать с чек-листа, который позволяет распределить задачи и цели, определить точки промежуточного контроля показателей, выбрать инструменты и провести анализ имеющихся и необходимых ресурсов, учитывая продолжительность проекту. Кроме того, правильное и четкое формирование конечной цели проекту позволяет выявить запрос на него. Для успешности стратегия фандрейзинга должно совпадать со стратегией развития региона, иметь четких бенефициаров и ответственных лиц, готовых посвятить время поиска и привлечению ресурсов. Стратегический фандрейзинг не замыкается на одном человеке, а любое решение обсуждается и принимается в интересах пациента как конечного бенефициара. Важным является привлечение к проекту владельца средства. Прозрачность проекту гарантируют: 1) наблюдательный совет; 2) присутствие проекту в публичном пространстве с целью донесения информации о проект широкой общественности; 3) тщательное избегание стейкхолдеров с токсическим репутацией. В зависимости от особенностей финансирования медицинского учреждения существует несколько ресурсных источников. Среди них – программы НСЗУ, дотации из местных бюджетов, платные услуги, благотворительность. Что делать в случае получения неактуальной пока помощи? Отказ как осознанный инструмент поможет избежать лишних затрат на неактуальную для заведения помощь.

Использованная литература

.

HCV.COM.UA